Фото Юрия Мартьянова / Коммерсантъ
Старая советская игрушка продолжает оставаться популярной.
Еще в советские времена один из военных НИИ специально разработал игрушку для Тамбовского порохового завода (ТПЗ), который находился в Котовске, чтобы было, чем заменить основное производства. В 1958 году начала выпускаться неваляшка – одна из самых популярных игрушек в СССР. Но в тяжелые 90-е её производство на заводе едва держалось на плаву. Производство неваляшек возродилась в 2006 году в Котовске, предприниматель Николай Завидов открыл семейный бизнес(в его работе участвует его сын Дмитрий) предприятие по выпуску популярных раньше игрушек. Для организации производства, закупки оборудования и ремонта помещения он взял в банке миллион рублей.
» style=»display: none»>
Почему Завидов выбрал неваляшку для своего бизнеса? На этапе разработки бизнес-идеи он предъявлял три главных условия к производству: продукт должен быть исторически связан с Котовском, продукт должен быть узнаваем в России, рынок не должен быть перенасыщен. Этим условиям удовлетворяла неваляшка. Она являлась своеобразным символом Котовска, несколько поколений людей выросли с этими игрушками, и на тот момент неваляшек не было в розничных магазинах по всей стране. Завидов сделал ставку на стандарты принятые еще на пороховом заводе — всем привычную, старую добрую неваляшку без электронной начинки. Вложенные средства компания смогла окупить через три года. На сегодняшний день производственные мощности способны изготавливать 700 000 изделий в год, в 2016 году выпустили 520 000 неваляшек. Продукция «Котовских неваляшек» на рынке представлена через единственного дистрибьютора, который работает с оптовыми компаниями, сетевыми магазинами на территории России и СНГ.
На рынке неваляшек в России есть конкуренция. В Ростове-на-Дону технология производства неваляшек другая, и образцы отличаются от котовских: у неваляшки есть ободок, соединяющий посередине две части игрушки(она не раскрывает свои показатели по объему выпуска). Для тех, кто привык к «олдскульным» неваляшкам, это существенное отличие. У конкурентов ассортимент игрушек гораздо более широкий – игрушки логические, транспортные, развивающие и для новорожденных. И неваляшка не единственная в их ассортименте, но именно ростовская компания «Стеллар-М» поставляет неваляшек в «Детский мир». Надежда Киселева, начальник управления по внешним и внутренним коммуникациям «Детский мир» рассказывает, что сегмент неваляшек показывает себя стабильно на протяжении всего года, за год компания продает 80 000 неваляшек и ее продажи не зависят от сезонности: «Большим спросом пользуется классический вариант игрушки и неваляшки по минимальной цене. В то же время покупателям предлагаются и дорогие аналоги этой игрушки, выпускаемые известными международными брендами».
Елизавета Земцова, директор департамента маркетинга компании «Мир детства» отмечает, что неваляшки популярны не только в России: «Неваляшкам уделяют внимание и западные производители: они присутствуют в ассортименте Fisher Price, Simba Dickie, Quaps, Chicco. Неваляшек обычно дарят малышам бабушки, дедушки, дяди, тети – люди старшего поколения. Отсюда и спрос на классические модели. Прогноз: рынок небольшой, но стабильный. Пока существуют традиционные игрушки и мир полностью не перешел в виртуальное пространство, продержатся».
Чтобы не покупать дорогостоящие штампы и формы для производства (основной материал – пленка ПВХ), «Котовские неваляшки» создали инструментальный цех, пригласили специалистов и теперь изготавливают оснастку для оборудования самостоятельно. На предприятии сейчас работают 89 человек. Роспись каждой неваляшки производится вручную. Есть отличия, на которые потребитель обычно не обращает внимания: неваляшка порохового завода смотрит направо, неваляшка Завидова – налево.
Среди самых заметных трендов в индустрии детских товаров — интеграция в традиционные игрушки принципов конструирования, внедрение программных продуктов — кодирования, сенсоров, голосового контроля и движений, синхронизация с телефоном. В прошлом году Дмитрий Завидов выпустил неваляшку Next в технологии дополненной реальности. Продано 6000 штук. Рисунок на кукле — это маркер. С помощью специального приложения на смартфоне или планшете, считывающего этот код, неваляшка на экране оживает, начинает читать стихи, водить хоровод, петь песни. Приложение доступно в App Store и Google Play. На сегодняшний день у него 10 000 скачиваний. В 2017 году дистрибьютор планирует продать 30 000 неваляшек с дополненной реальностью.
В прошлом году на пороховом заводе выпустили 100 000 неваляшек. «Мы не фабрика игрушек, – говорит Никита Гараджа, Первый замдиректора ТПЗ. – Но мы дорожим производством неваляшек. В 2017 году мы планируем увеличить объемы производства почти в пять раз. Завод напрямую работает с сетями в России и дилерами в Европе и Азии». Патента на изготовление неваляшки в России ни у кого не было. Сын Николая Завидова Дмитрий не считает пороховой завод прямым конкурентом: «В любом случае мы за честную конкуренцию и искренне считаем, что только в конкурентной борьбе в Котовске будут производиться высококачественные игрушки-неваляшки». Алексей Плахотников, глава города Котовска говорит, что оба производства обеспечивают рабочими местами горожан, платят налоги, борются за качество и привлекательность продукции.
Как развивается игрушка? Дмитрий Завидов считает, неваляшки востребованы потребителем. «Довольно часто в современной жизни неваляшка остается первой игрушкой ребенка, а для взрослого человека — это ностальгия, возможность вспомнить детство. Мы планируем и дальше развиваться в этом узком «неваляшечном» сегменте», — объясняет Завидов. У него есть идея сделать линейку неваляшек в национальных характеристиках некоторых регионов России — Татарстана, Чувашии и республик Кавказа.