Фото Getty Images
За последнее десятилетие средства массовой информации изменились до неузнаваемости, и этот процесс необратим. Какими же будут медиа будущего?
Новости будут писать роботы
Технологии big data пробрались и в журналистику. На откуп роботам уже отдана информация о погоде, пробках, курсах валют, биржевые сводки, спортивные результаты и другие алгоритмизируемые программным образом сообщения, в которых меняются только фактические данные и добавляется необходимый бэкграунд. Вполне вероятно, что уже через пять лет новости на основе сообщений информационных агентств будут генерироваться без вмешательства человека: написать подводку, проанализировать входящие сообщения в динамике и дать необходимый нарратив, найти аналогичные случаи – все это не требует участия журналиста и вполне под силу роботу.
Что все это значит для редакций? Скучную рутинную работу журналисты смогут делегировать роботам, а сами в это время будут заниматься более важными и интересными вещами — журналистикой расследований, толкований и объяснений, расширением кругозора читателей.
Уже сегодня роботизированные сервисы успешно применяются российскими и зарубежными медиа. Компания Automated Science несколько лет назад запустила алгоритм Wordsmith, который уже умеет генерировать до 2000 заметок в секунду. В дальнейшем этот тренд будет только набирать обороты.
…но восстания машин не случится
» style=»display: none»>
На вопрос о том, исчезнет ли традиционная журналистика, может быть только один ответ – отрицательный. Роботы – лишь помощники журналистов, а не их замена. Так что студентам факультетов журналистики опасаться нечего: их профессия останется востребованной. Разве что первая ступень карьерной лестницы будет другой. Кто из сегодняшних акул пера на заре своей карьеры не занимался сбором и систематизацией неких данных, вливаясь в жизнь редакции и мечтая о «нормальной работе»? Теперь же, благодаря роботам, начинающие журналисты могут смело перешагнуть эту ступень – и сразу начать творить.
Уже долгое время в подаче материалов существует тенденция к сокращению объема, росту иллюстративной и интерактивной составляющих, развитию видеоформатов и так далее. Но это вовсе не означает, что сильно сократилось потребление традиционных объемных, глубоких материалов, погружающих читателей в самую суть проблемы. Журналистика расследований и роботы? Только в качестве помощников.
Печатная пресса останется нишевым продуктом
В ряде случаев бумага все еще в ходу — скажем, электронные книги не убили бизнес издательств. Есть довольно заметный пласт аудитории, который не готов к переходу не то что в мессенджеры, но даже просто в онлайн. По данным исследования Deloitte за 2016 год, 52% респондентов отметили, что за последние две недели читали печатные СМИ (эта активность входит в топ-5 медиадействий).
Однако стоит признать, что рынок печатной прессы в целом мертв. Он не составляет конкуренцию digital-форматам ни с точки зрения интереса читающей аудитории, ни с точки зрения рекламных денег. На бумаге остались исключительно нишевые издания определенного формата (ну как не пролистать бортовой журнал в самолете?).
Блогеры останутся блогерами
Тезис о том, что блогеры (или влогеры, или стримеры) – это журналисты будущего, как минимум спорный. В большинстве своем они производят развлекательный контент для довольно узкой целевой аудитории определенного возраста — и, увы, довольно часто он весьма посредственного качества. Имеет ли это что-то общее с журналистикой? Конечно, нет. У журналиста совсем другие задачи, и для их решения он использует совсем другие методы. Его контент должен иметь ценность, а его цель – не только развлечь читателя или зрителя, но и увлечь его, донести до него какую-то мысль, помочь ему сформулировать свою позицию по тому или иному вопросу.
Еще одно важное отличие блогера от журналиста заключается в том, что последний должен проверять факты и предоставлять только достоверную информацию, а у блогера такой обязанности нет. Реальный мир, конечно, далек от идеального, но как нельзя кстати здесь цитата Владимира Познера: «Когда вы мне говорите о тех журналистах, которые себя так ведут [не проверяют факты], конечно, это беда, потому что это компрометирует профессию, а блогер никого не компрометирует, кроме себя. В этом тоже разница. Однако некоторые блогеры вполне успешно освоили формат гражданской журналистики, который прекрасно дополняет современное информационное поле и уже является его неотъемлемой частью, стирая грань между профессиональными медиа и личным блогом.
Рекомендации контента станут еще точнее
Мы живем в век рекомендаций. Они подстерегают нас не только в онлайн-пространстве, но и в повседневной жизни. Причем часто мы даже не задумываемся о том, что совершаем действие по чьей-то наводке. В супермаркетах заботливые мерчандайзеры располагают дополняющие товары на полках рядом, как бы намекая на необходимость купить их вместе.
То же самое происходит в интернете. Ленты социальных сетей рекомендуют нам посты тех людей и групп, с которыми мы активнее всего взаимодействуем. На сайтах СМИ «материалы по теме» уже давно формируются самообучающимися алгоритмами: нам показывают только те сообщения, на которые мы кликнем с наибольшей вероятностью. Рекомендательные платформы формируют для читателей умную ленту публикаций с популярных сайтов и из сообществ в социальных сетях на основе личных предпочтений.
Медиа прочнее освоят соцсети и мессенджеры
Логично, что контент и его потребители должны быть в одном месте. В информационном поле регулярно появляются новые способы дистрибуции контента, и те, которые проходят испытание на прочность и набирают популярность, становятся идеальным местом для размещения контента. Сначала все читали новости на сайтах СМИ, потом переместились в соцсети, а теперь мы стремительно движемся в сторону мессенджеров. Что, кстати, неудивительно: по данным аналитической компании eMarketer, число их пользователей к 2018 году увеличится до 2 млрд человек.
Сегодня успешно функционируют проекты, которые создают и раскручивают паблики в соцсетях и каналы в мессенджерах и пытаются их эффективно монетизировать. А СМИ следуют за своей аудиторией, расширяя присутствие на все многообразие платформ.
Медиа будущего – это не сайты
Из предыдущего тренда вытекает еще один – смена носителя. Медиа будущего виртуальны, но речь не о сайте в интернете. И даже не о мобильном сайте.
Так, например, благодаря инструменту Instant Articles, уже сейчас можно читать статьи, не выходя из Facebook. Таким образом, формат предоставления материала интегрируется в место присутствия аудитории, причем без потери качества его предоставления и без необходимости покидать комфортную для пользователя среду потребления информации.
Если заглянуть в отдаленное будущее и включить фантазию, можно представить, что медиа трансформируются в некие фабрики контента, который они будут производить по запросу платформ дистрибуции. Довольно печальная картина, но такой сценарий вполне возможен, учитывая обесценивание бренда СМИ и растущую популярность соцсетей и мессенджеров. Таким образом, последние могут начать диктовать условия к контенту, ориентируясь на предпочтения своей аудитории.
За примером такой «картины мира» далеко ходить не надо. Он прямо перед глазами, и это сегодняшний ТВ-рынок, где телеканалы заказывают продакшн-компаниям контент в соответствии с запросами зрителей и получают от них желаемую «картинку». Впрочем, ТВ будущего и интернет-медиа наверняка вполне тождественны друг другу.
Like, share, repost, DONATE
Вероятность описанного выше сценария подтверждает тот факт, что сотрудничество с платформами дистрибуции уже является для СМИ дополнительным источником дохода: те же соцсети делятся средствами от показа рекламы на материалах издателя. И эта тенденция будет лишь укрепляться. Пока эти деньги не выглядят для медиа привлекательными и традиционные способы монетизации несомненно выигрывают. Впрочем, наверняка это лишь дело времени и решение будет найдено.
Уже сейчас соцсети обещают дать возможность быстрой подписки на издания, а дальше, вполне вероятно, и читатели смогут благодарить медиа за полезный или интересный материал при помощи «донатов».
Подводя итог, хочется отметить, что мир медиа зачастую непредсказуем. Порой уникальные по своей идее СМИ терпят финансовую неудачу, но демонстрируют рынку высокую планку подхода к производству и дистрибуции контента. Мир медиа всегда отличался пассионарностью. Изменчивая действительность становится стимулом к поиску стратегий, которые приведут к созданию нового будущего — где слово «кризис» больше не применимо к медиарынку.