Фото Michael Kovac / Getty Images for Vanity Fair
Создатель Amazon может совершить революцию в банковской отрасли, и у него для этого есть все шансы.
С тех пор, как на Amazon в 1995 году была продана первая книга, выросло целое поколение потребителей, привыкших покупать любой товар через интернет. Сейчас интернет-ретейлер Джеффа Безоса (№3 в глобальном рейтинге Forbes, состояние $72,8 млрд) позволяет небольшим компаниям продавать свою продукцию по всему миру, в то же время предоставляя клиентам надежную онлайн-платформу с удобными формами оплаты. При этом Amazon быстро и эффективно соединяет покупателей и продавцов.
Развитие онлайн-торговли привело к тому, что все больше пользователей совершают покупки, не выходя из дома. И если флагманские магазины, такие как Macy’s, JC Penney и Sears, изо всех сил пытаются бороться, то небольшие торговые центры закрываются по всей Америке. Как пишет The Wall Street Journal, причина, по которой американские продуктовые ретейлеры также столкнулись с угрозой закрытия магазинов — в том, что потребители переходят от крупных еженедельных торговых поездок к быстрым покупкам еды, которой можно перекусить.
На этом фоне успехи Amazon выглядят впечатляюще: только за прошедший год объем продаж увеличился на 22% (по сравнению с 2015 годом) и составил $136 млрд.
» style=»display: none»>
В декабре 2016 года интернет-гигант открыл первый офлайн-магазин в Сиэттле. Его особенность в том, что там нет ни кассовых терминалов, ни продавцов, но есть «умные» сканеры, считывающие действия покупателей.
В июне 2017 года Amazon объявила о крупнейшей сделке в своей истории — покупке продуктового ретейлера Whole Foods за $13,7 млрд. После этого акции конкурентов вновь обвалились.
Тем не менее ограничиваться розницей, будь то онлайн или офлайн, Безос не намерен. Судя по всему, следующая цель миллиардера — банковский сектор, и в нем он намерен совершить революцию подобно той, которая произошла в торговле после появления Amazon. Секрет в том, что у миллиардера есть уникальное преимущество перед традиционными кредитными системами.
После финансового кризиса 2008 года традиционные банки в США неохотно выдают кредиты владельцам малого бизнеса. Отчасти это связано с государственным регулированием, отчасти — с высокими рисками. Но даже если кредит одобрен, предприниматели вынуждены сильно переплачивать из-за больших процентов.
Эту боль мелких торговцев уловил Безос — и создал программу кредитования малого и среднего бизнеса Amazon Lending, в рамках которой выдаются краткосрочные (не больше, чем на 12 месяцев) кредиты от $1000 до $750 000. Половина товаров, которые продаются на Amazon – это продукция малого бизнеса, на который и рассчитана эта программа.
Согласно последним данным, за прошедший год компания одолжила в виде кредитов $1 млрд 20 000 предпринимателей. Всего с 2011 года Amazon выдала таких займов на $3 млрд. Кроме того, по ее данным, более 50% клиентов в конечном итоге обращаются к Amazon за вторым кредитом.
Согласно опросу BigCommerce, 73% владельцев небольших магазинов рассчитывают на сотрудничество с Amazon или eBay в 2017 году. При этом у Amazon есть доступ к более 300 млн активных учетных записей своих клиентов в 130 странах мира.
Преимущество Amazon заключается в том, что электронная коммерция регулируется не так жестко, как банки. Кроме того, у компании есть данные о продавцах и доступ к отзывам клиентов в реальном времени. Это позволяет IT-гиганту свести к минимуму кредитные риски.
При этом получить заем может только компания, торгующая на Amazon. Таким образом, с одной стороны, Безос расширяет базу продавцов, заинтересованных в сотрудничестве с Amazon, с другой — зарабатывает на процентах от кредитов, а с третьей — предоставляет деньги торговцам, которые будут продавать товары через его же платформу и тем самым увеличивать его прибыль.
У банков есть все основания беспокоиться. Многие из них, несмотря на свой статус, обременены затратами на создание структуры филиалов. Это, с одной стороны, увеличивает стоимость кредитов для клиентов, а с другой — время на получение займов. Сегодня миллениалы гораздо больше заинтересованы в проведении транзакций на своем телефоне, чем в получении кредитов в филиале банка с крупным именем, считает генеральный директор Biz2Credit Рохит Арора. «Я убежден, что Amazon Lending станет реформатором в индустрии кредитования малого бизнеса — не только для банков, но и для рынков онлайн-кредитования», — говорит он (цитата по CNBC).
«Amazon — один из сильнейших игроков не только на рынке ретейла, но и на финансовом рынке, потому что те денежные потоки, которые через них проходят, сопоставимы с теми потоками, которые проходят через крупнейшие банки и платежные системы», — рассказал в беседе с Forbes руководитель отраслевого финтех-акселератора Fintech Lab Антон Арнаутов. Желание кредитовать своих клиентов есть не только у Безоса, и по этому пути идет PayPal, Square, eBay и Alibaba, и проект китайской компании — самая серьезная угроза программе Amazon, говорит эксперт.
По его словам, все ждут, когда что-то аналогичное предложит Google, потому что он также располагает большими массивами данных, и также может размещать рекламу тех компаний, которые он кредитует. Главное отличие таких систем от банков в том, что кредитные организации не могут работать «в ноль» или себе в убыток, в то время как для технологических компаний, для которых этот бизнес не является основным, финансовый сервис — сопутствующий, и именно это и угрожает современным банкам, поясняет Арнаутов. Тем не менее существенным ограничением является то, что люди готовы брать кредиты у онлайн-сервисов, но пока не готовы отдавать им свои деньги на хранение. Собеседник Forbes отметил, что главное отличие программ Amazon и Alibaba в том, что у корпорации Джека Ма уже есть собственная платежная система Alipay и финансовое подразделение Ant Financial, чего у компании Безоса на сегодняшний день нет.
Выдержит ли Безос конкуренцию на новом для себя рынке — не ясно, но очевидно другое: создатель Amazon, крупнейшего в мире интернет-ретейлера, не намерен останавливаться на достигнутом. Миллиардер чувствует тренды стремительно меняющегося мира высоких технологий. Он успевает развивать и свою технологию (например, экспериментируя с робототехникой на складе и доставкой дронами), и вкладываться в перспективные стартапы — такие, как производство экологически чистых продуктов. Именно необыкновенная проницательность сделала Джеффа Безоса одним из богатейших людей планеты и даже позволила ему на несколько часов возглавить глобальный рейтинг Forbes.
О том, как бизнесмен добился этого, читайте в материале «Герой нового времени».