Электромобили в России: удел энтузиастов?


Фото Getty Images
Что мешает увеличить парк легкового электротранспорта до 200 000 штук к 2020 году

В своем докладе для форума ENES 2016 министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что количество электромобилей в России к 2020 году может достичь 200 000 штук. «Рывок» планируется совершить за счет стимулирующих мер со стороны государства. Насколько это реально?

Электромобили: мировая экспансия

В мире с 2011 года — настоящий бум электромобилей. В США и в Европе покупатели записываются заранее в очередь на новые Tesla и Jaguar. В Норвегии доля продаж электромобилей достигла 23% от всего легковых машин. В Китае продажи электромобилей в 2015-2016 годах превысили объем продаж в США. Число счастливчиков, рассекающих на бесшумных авто и закатывающих глаза при рассказе о 3-4 секундах разгона до скорости 100 км/ч растет. Как и число непривычных «электрозаправок» на улицах городов по всему миру.

» style=»display: none»>

В третьем квартале 2016 года численность пассажирских электромобилей в мире превысила 1 млн штук. Экспоненциальный рост – результат действия совокупности мер по стимулированию потребителей и производителей электромобилей. Эти меры, вкупе с совершенствованием технологий, привели к удешевлению электромобилей, повышению их конкурентоспособности и привлекательности на рынке.

Электромобили в России

На наших дорогах легковые электромобили — пока еще экзотика. По данным агентства «АВТОСТАТ», их число на конец 2016 г. составило порядка 700 штук. На российских дорогах можно встретить семь моделей электромобилей, однако для людей, мало интересующихся темой, они ассоциируются в первую очередь с нашумевшими моделями Tesla.

Компания Илона Маска надежно закрепилась в тройке самых популярных электромобилей на российском рынке (на ее долю приходится свыше 23% от продаж электромобилей в стране). Однако, в отличие от всего остального мира, в России, по данным «АВТОСТАТа», последние три года ее продажи устойчиво снижались: с 82 штук в 2014 году, до 58 в 2015 году и 39 в 2016 году.

Невзирая на это, комментарии Moscow Tesla club, крупнейшего поставщика электромобилей на российский рынок (в отсутствие официальных дилеров), остаются позитивными, выход компании на российский рынок рассматривается как потенциально возможный в 2017-2018 годах. А 1 марта этого года «Коммерсантъ» сообщил, что представители компании подыскивают офис, шоу-рум и помещение для сервисного центра на территории Москвы и Санкт-Петербурга.

Что тормозит?

1. Цена электромобиля и стоимость его ремонта. Ту же Tesla сложно назвать бюджетным автомобилем – стоимость новой Model 3 в минимальной комплектации в США составит $35 000 при средней стоимости автомобиля наиболее популярного в России класса «С» в 15 тыс. долларов, что в четыре раза ниже цены стандартной Model S.

BMW i3 продается у официальных представителей по цене от $75 000. В сегменте более доступных небольших электромобилей в 2016 году на российский рынок вышел супер-компактный Renault Twizy (по цене от $13 000), вступив в конкуренцию с уже присутствующими на рынке Mitsubishi i-MiEV (около 34% электромобилей на российском рынке в ценовом сегменте от $15000).

Ранее популярность набирал Nissan Leaf (около 26% продаж), который на данный момент не продается официальными дилерами, но поставляется под заказ по ориентировочной цене в 50 тыс. долларов. Покупка импортируемого электромобиля с пробегом обойдется гораздо дешевле: Nissan Leaf можно приобрести за $15-25 000, Mercedes B-class – около $40 000.

Помимо стоимости самого автомобиля, высоки также издержки на крупный ремонт, который на данный момент требует направления автомобилей на обслуживание в Европу. Moscow Tesla club, по словам Игоря Антарова, управляющего партнера клуба, возможно, получит статус официального сервиса автомобилей марки с возможностью проведения гарантийного обслуживания, – это помогло бы снизить остроту проблемы для владельцев Tesla. Для официально присутствующих на рынке электромобилей в пределах гарантийного срока возможен ремонт у дилера.

2. Мало электрозаправочных станций (ЭЗС). Кроме цены на потребительский выбор при покупке автомобиля оказывает большое влияние комфортность эксплуатации и доступность инфраструктуры – насколько удобно владельцу электрокара заряжать свой автомобиль?

Cогласно исследованиям Idaho national laboratory (INL), на американском рынке около 85% времени владельцы электромобилей заряжают транспорт дома. Во всех остальных случаях автомобилисты используют три и менее регулярных места для подзарядки (как правило – офисы, шоппинг-центры, специализированные заправочные станции).

Выделяют два типа зарядки:

  • «быстрая» с постоянным током со специальными портами (заряжает 80% емкости батареи от 30 минут, что обеспечивает около 300 км пробега за час зарядки);
  • «медленная» (8-10 часов, в зависимости от емкости аккумуляторной батареи, от 10-14 км за час (евророзетка, Schuko), около 50 км за час от трехфазной 16А розетки, разъем type 2 дает около 100 км за час)) – переменным током.

При этом для некоторых небольших моделей, вроде Renault Twizy, полностью зарядить аккумулятор можно менее чем за 3,5 часа, а подключаться можно к обычной евророзетке.

Для большинства стандартов зарядок существуют переходники, позволяющие производить заправку электромобиля практически везде. Исключение составляют тесловские Supercharger, на которых могут заряжаться только автомобили компании. На данный момент единственный пример установки Supercharger в России реализован в Гольф-клубе Сколково. Там удалось сформировать уникальную зарядную инфраструктуру из трех постов (зарядных станций) европейского типа и одного – американского (в которых установлены разные разъемы для зарядки).

План Tesla по установке сети Supercharger в России на 2016 году, предполагавший включить российскую столицу в европейскую сеть электрозаправок, так и не был реализован. Проект перенесен на 2017 год.

Всего в России, по оценкам экспертов и порталов с геолокацией ЭЗС насчитывается порядка 170 станций. С 1 ноября 2016 года зарядные станции для электромобилей были включены в перечень минимально необходимых услуг объектов дорожного сервиса. На дооборудование АЗС у владельцев есть год, но, несмотря на обязательный характер изменений, они не торопятся: ведь наказание за неисполнение данного пункта на данный момент не предусмотрено.

Можно выделить четырех основных игроков на рынке электрозаправок. Прежде всего, это ПАО «Россети». Компания действует в рамках пилотных проектов Всероссийской программы развития зарядной инфраструктуры в регионах-участниках (Москва, Московская обл., Санкт-Петербург, Калуга, Ярославль).

В сети «МОЭСК-EV» действуют зарядные станции режима Mode 3 (разъемы Mennekes и евророзетка), а также две экспресс-станции. Использование электрозаправочных станций возможно при получении карты клиента «МОЭСК-EV». ПАО «Мосэнерго» в рамках инвестиционной программы на 2016 год по установке медленных зарядных станций EVLink (Schneider electric) АО «Мособлэнерго» в Московской области.

Revolta motors запустила частную сеть электрозаправочных станций по брэндом ЭМИ в разных точках на территории страны. В Москве и ближайшем Подмосковье расположено 11 точек для заправки, оплата осуществляется с помощью RFID карты с уникальным номером. Представлены электрозаправочные терминалы Schuko (евророзетка), Mennekes, Yazaki (Chademo).

Наконец, год назад активно развивать зарядную инфраструктуру начало правительство Московской области. 2017 год региональное Минэнерго планирует закончить с 55 зарядными станциями в Подмосковье на территории публичных паркингов торговых и бизнес-центров.

Но если констатировать, темпы роста числа электрозаправочных станций пока явно не соответствует амбициозным планам Минэнерго.

3. Низкая коммерческая привлекательность для дилеров. Кроме относительно высоких цен, снижающих привлекательность электромобилей для широкого потребителя, ввоз электромобиля на территорию Российской Федерации – непростое, а главное, отнюдь не гарантирующее прибыль занятие.

Ввоз электрокара предполагает ряд дополнительных издержек: логистических, на внедрение системы ЭРА-ГЛОНАСС (с начала 2017 года), на получение сертификата одобрения типа транспортного средства (ОТТС, которые есть не у всех моделей), таможенные операции, страховку, ЕСН или НДС, утилизационный сбор, акциз.

В результате конечная цена автомобиля возрастает в среднем на 40%, что, при изначально более высокой стоимости электромобилей по сравнению с их бензиновыми и дизельными аналогами, существенно снижает их коммерческую привлекательность.

Государственная поддержка

Российские власти декларируют политику, направленную на то, чтобы сделать электромобиль более привлекательным в глазах потребителей. Она включает отмену ввозной таможенной пошлины до 31 августа 2017 года, а также ряд точечных региональных льгот. Так, парковка для электромобилей в Москве и Санкт-Петербурге бесплатна, а в Московской области отменен транспортный налог.

Поддержка развития электротранспорта также осуществляется госкомпаниями при сотрудничестве с региональными властями: например, ПАО «Россети» и ПАО «Мосэнерго» развернули программы по формированию зарядочной инфраструктуры.

В Стратегии развития автомобильной промышленности на период до 2020 год, утвержденной Минпромторгом России, указан ряд возможных мер по стимулированию электротранспорта в стране, среди которых можно выделить, например, государственное финансирование различных НИОКР, нацеленных на производство электромобилей на внутреннем рынке, создание пилотных проектов. Также предлагается ряд мер по стимулированию потребителей: развитие заправочной инфраструктуры, предоставление возможности использования электромобилями выделенных полос движения, бесплатная парковка, обнуление ставки утилизационного сбора на 5-7 лет. Однако стоит отметить, что данные меры носят лишь рекомендательный характер и применяются регионами избирательно.

Наибольшее влияние на продажи электромобилей на данный момент оказывает отмена ввозной пошлины, так как она приводит к снижению стоимости автомобиля на 15-17% (для грузовых и легковых автомобилей соответственно), но распространяется только на юридических лиц и автомобили с сертификатом ОТТС.

Светлое будущее?

По нашим расчетам, при сохранении существующего регулирования (сценарий «без резкого наращивания господдержки») количество электромобилей в России к 2020 год может достичь 13 000 штук. В случае, если не только сохранится нулевая ставка ввозной таможенной пошлины для юридических лиц, но и будут смягчены требования по установки системы ЭРА-ГЛОНАСС, а также повсеместно будут реализованы меры Стратегии развития автомобильной промышленности и активно будет развиваться заправочная инфраструктура (сценарий «с господдержкой»), их число к 2020 году может достичь 30 тыс. штук.

Для достижения заявленного министром энергетики «целевого сценария» (200 тыс. штук к 2020 году), начиная с 2017 года в стране должно ежегодно продаваться около 50 тыс. электромобилей, что невозможно без радикального изменения существующих регуляторных условий.

Для обеспечения озвученных Минэнерго показателей, уже в 2017 году, по нашим расчетам, в стране должно функционировать не менее 3 000 электрозаправок и их количество должно расти опережающими темпами.

С текущими скоростями ввода новых ЭЗС актуальным прогнозом на конец 2017 года можно назвать 300 заправок. Пример стран и регионов с активно развивающимся рынком электромобилей демонстрирует соотношение электромобилей и электрозаправок в пропорции 10 к 1 (США), 5 к 1 (Европа). Соотношение количества автомобилей на нефтяном топливе к АЗС в США составляет примерно 1000 к 1, а в Европе 2000 к 1.

Более того, для реализации планов Минэнерго, помимо мер, которые описаны в сценарии «с господдержкой», необходимо дополнительное финансовое стимулирование потребителя со стороны государства, которое максимально сблизит стоимость электромобиля с обычным автомобилем – по аналогии с государственной субсидией до $8 000 долларов в Китае, которая делает его сопоставимым по стоимости с традиционным автомобилем.

Похожего эффекта можно добиться, например, дополнительными налоговыми льготами.

Пока распространение электромобилей в России идет в основном на энтузиазме поклонников этого новомодного средства передвижения. И если государство считает нужным продвигать электромобили в массы, одного энтузиазма явно недостаточно.

Резюме: перспективы развития легкового электромобильного транспорта в России в основном будет зависеть от регулярной государственной поддержки как производителей, так и потребителей, а также своевременного развития инфраструктуры.

Но главным, конечно, остается вопрос: зачем? Кардинальные изменения на рынке должны быть обусловлены сменой общественного отношения к экологическим проблемам и повышением значимости чистых технологий в повседневной жизни обычного человека. Пока, честно говоря, признаков таких изменений не наблюдается…

Источник