Век Терминатора: почему развитие технологий приводит к проблемам


Фото Paramount Pictures
Чем сложнее технологии, тем более высоким становятся риск кибер-атак

Диджитализация жизни и бизнеса, с одной стороны, повышает наш комфорт, с другой, привносит массу новых рисков и возможных проблем. Как показывает практика сбоев, кибер риски могут заметно повлиять и на жизнь простого человека, и на бизнесы небольших фирм, и даже на деятельность крупных компаний. Речь не идет о роботах, дронах и даже биткоинах, которые хоть и получили распространение, но пока нельзя сказать, что повсеместное. Речь идет о довольно простых и привычных для всех нас ИТ-инструментах и сервисах –мобильная связь, интернет, онлайн-оплата парковки, и т.д. Мы привыкли со всем этим жить, все это стало уже привычным, и когда что-то ломается или «сбоит», откатиться назад в прошлое без этой самой технологии или девайса сложно и неудобно. При этом, сбои происходят довольно часто – в разных индустриях и странах.

В США, к примеру, в 2008 году сбой связи привел к массовым задержкам авиарейсов в 30 аэропортах. Легко себе представить, сколько людей не улетело вовремя на отдых, в командировки, на встречи. В Японии в 2005-2006 гг. постоянно происходили крупные сбои в работе фондовых бирж – и по причине компьютерных «глюков», и по причине человеческого фактора. В ноябре 2015 года, например, отказала компьютерная система торгов Fujitsu. Работа Токийской фондовой площадки остановилась на четыре с лишним часа.

» style=»display: none»>

В январе 2016 года торговля на бирже шла активно и количество сделок достигло 4,5 млн, торги вдруг остановились на 20 минут. После этого сбоя правительство страны всерьез занялось наведением кибер-порядков на бирже, и сегодня сбои на японской бирже практически исключены. К слову, в июле этого года сбой прошел на американской бирже Nasdaq – в трейдерских терминалах отображалась одинаковая стоимость акций Apple, Amazon и Microsoft ($123,47). Говорят, что сбой был больше техническим, и от этого никто не пострадал, тем не менее, пример показывает, что биржи продолжают оставаться уязвимыми для рисков.

Кибер-атака в мае текущего года вывела из строя компьютеры и системы медклиник в Великобритании, испанской телеком компании Telef?nica, службы курьерской доставки Fedex в США, а в Германии происходили сбои в работе автоматизированной системы информирования пассажиров жд транспорта. По данным Национальной службы здравоохранения Великобритании NHS, в результате майского сбоя в работе компьютерной системы возникла путаница с маршрутизацией машин скорой помощи, врачи в больницах не могли получить доступ к медицинским картам пациентов, ситуация была критической. По подсчетам «Лаборатории Касперского», было атаковано всего 45 000 компьютеров в более, чем 70 странах мира, в Avast заявили о 99 странах мира.

Также периодически не работают социальные сети, мессенджеры, сервисы, на которых у многих людей и компаний завязаны жизни и бизнес-процессы. Россия в плане технологического развития практически не отстает сегодня от развитых стран – у нас развиваются и мобильные сервисы, и всевозможные приложения, и дистанционных услуги разных калибров и направлений. И кибер риски касаются в полной мере и россиян.

Так, например, когда в течение дня у «Мегафона» происходили перебои со связью, страдали люди, которые не могли дозвониться друг до друга, и целые бизнесы, в которых на базе оператора были построены удаленные системы доступа сотрудников к облачным сервисам, колл-центры, счетчики и анализаторы рекламы, и многое другое. Или другой пример — когда вирус «Петя» атаковал ИТ-системы сети «Инвитро», компания приостановила деятельность на некоторое время, а люди, привыкшие к удобному оперативному лабораторному сервису, вынуждены были искать альтернативу. К слову, судя по возможным последствиям в Англии, «Инвитро» еще легко отделалось от сбоя. Часто «сбоит» система оплаты парковок в Москве, приводя жителей столицы к необходимости уплачивать штрафы или оспаривать их. Постоянно «отваливаются» интернет-банки даже крупных кредитных организаций, не позволяя клиентам проводить платежи, погашать кредиты, делать переводы.

Примеров масса. С одной стороны, подобные риски предсказуемы в условиях развития ИТ-технологий. С другой, должны быть инструменты, нивелирующие их или умеющие с ними бороться.

Как показывает пример японского фондового рынка, бороться с кибер рисками, сбоями и прочими ИТ-проблемами можно на государственном и законодательном уровне. Устав от сбоев в работе бирж, власти обязали владельцев биржи подготовить программу совершенствования компьютерной системы, которая позволила бы предотвращать такие сбои, и это удалось.

Законодательство должно соответствовать современным реалиям. Чем сложнее ИТ-решения и технологии, тем более критичным может быть кибер-атака и сбой. Пример со сбоем в медклиниках показывает, что такой сбой может стоить жизни тысяч людей. Поэтому целесообразно как минимум за кибер-атаки ввести соответствующие жесткие санкции, обязать корпорации и институты, от которых зависит жизнь людей и бизнес компаний, держать ИТ-системы под контролем и, возможно, даже штрафовать их за сбои. Ведь мы же регулярно платим за услуги связи, следовательно, и связь, интернет, любое другое ИТ-решение должно быть соответствующего «бесперебойного» качества.

Источник