Пришли к развилке: сколько будет стоить нефть?


Фото Jean-Paul Pelissier / Reuters
Какой будет цена на нефть, если министры продлят ограничения по добыче еще на полгода? И что будет при реализации другого сценария?

В воскресенье, 26 марта, в Кувейте прошла встреча министров стран, входящих в комитет по мониторингу соглашения о сокращении добычи нефти. На следующем заседании – в конце мая – комитету нужно будет решить, целесообразно ли пролонгировать квоты на добычу еще на полгода.

Определенность по этому вопросу может кардинальным образом повлиять на инвестиционные стратегии в этом году. В настоящий момент на рынках преобладает понимание того, что если участники соглашений продолжат сокращать добычу во втором полугодии, то это гарантированно приведет к преобладанию спроса над предложением, обеспечив сокращение мировых товарных запасов нефти и рост цен. В противном случае инвесторы считают, что рост нефтедобычи на американских сланцевых месторождениях воспрепятствует устранению основной проблемы, оказывающей давление на цены в последние годы, – избытка запасов нефти в хранилищах, который на конец января оценивается в 278 млн баррелей. Такое развитие событий предполагает дальнейшее снижение цен.

» style=»display: none»>

Продление соглашения прежде всего зависит от решения Саудовской Аравии, которая, в свою очередь, будет аргументировать свое намерение тем, достаточный ли вклад в сокращение добычи вносят другие страны. Эта ситуация в последнее время стала более запутанной на фоне статистики по добыче в Саудовской Аравии за февраль, предоставленной ею в секретариат ОПЕК. Оказалось, что за прошедший месяц добыча в стране, по собственной официальной оценке, составила 10,01 млн баррелей в сутки, что на 0,21 млн выше неофициальной оценки (9,8 млн баррелей в сутки). Но этот показатель все же на 0,05 млн ниже целевого уровня, соответствующего показателю за октябрь 2016 года, то есть Саудовская Аравия все же перевыполняет обязательства перед ОПЕК. Но сам факт, что лидер картеля, взявший на себя самые большие обязательства по ограничению добычи, стал менее усердно исполнять обещанное, сильно подорвал репутацию соглашений в глазах инвесторов. Впрочем, это больше похоже на типичное поведение саудитов – примерно то же самое происходило в ноябре прошлого года, когда на заседании ОПЕК они пригрозили, что не станут участвовать в соглашении. Тогда оказалось, что целью такого демарша было отрезвить других участников картеля и привлечь к соглашению страны, не входящие в организацию.

Однако факт остается фактом, и спрогнозировать дальнейшее поведение официальных лиц Саудовской Аравии крайне затруднительно, особенно в свете последнего интервью министра энергетики Саудовской Аравии Халида аль-Фалиха агентству Bloomberg сразу после выхода противоречивой статистики по добыче за февраль. Министр отметил, что они приложат все усилия для нормализации ситуации в отрасли и что срок действия договоренностей о сокращении добычи может быть продлен, если объем складских запасов нефти в мире останется выше среднего показателя за последние пять лет. Все эти сигналы, казалось бы, указывают на продление соглашений, однако министр также предупредил, что саудиты не собираются и далее нести основное бремя реализации договоренностей, в то время как некоторые участники «не оправдывают ожиданий». Он настаивает, что соглашение обязаны соблюдать все: «Саудовская Аравия не позволит себя использовать».

Вышеизложенное наводит на мысль, что в дальнейшем с одинаковой вероятностью можно ожидать как восходящей, так и нисходящей динамики цен на нефть. Предлагаю рассмотреть два сценария развития событий под рабочими названиями «цена будет расти» и «цена упадет».

«Цена будет расти»

Если комментарии о том, что по итогам майской встречи ОПЕК соглашение может быть продлено на второе полугодие, станут более конкретными, хедж-фонды снова начнут открывать длинные позиции, рассчитывая на рост цен в июле – декабре. Денежные фонды, фактически ликвидировавшие рекордно длинную позицию по нефти в первой половине марта (всего четыре недели назад длинная позиция превышала короткую в десять раз, а сейчас соотношение упало до 4 к 1), сейчас имеют отличную возможность заново нарастить ее объем, так как проблем с ликвидностью таких контрактов на биржах не наблюдается.

Подобный тренд приведет к изменению настроений на мировых рынках, и участники начнут уделять больше внимания некоторым значимым позитивным новостям. Это создаст первый импульс, благодаря которому цены на нефти марки Brent могут вернуться в диапазон $52–54 за баррель. Далее в апреле, вероятно, начнут постепенно сокращаться товарные запасы нефти в США, а с конца апреля – и в других странах. Рост товарных запасов нефти в США в первом квартале в основном был обусловлен высокими объемами импорта. При этом в ближайшие недели этот показатель может сократиться – объемы нефти в танкерах, которые в данный момент направляются в США, сейчас снизились. Ожидаемый рост потребления углеводородного сырья американскими НПЗ – еще один благоприятный фактор для участников соглашения ОПЕК об ограничении нефтедобычи, которые пытаются решить проблему сформировавшегося за два года избыточного предложения, стимулируя сокращение мировых товарных запасов. Прирост нефтепереработки на НПЗ в США и во всем мире с апреля по июль может составить до 4 млн баррелей в сутки. Это подкрепляет точку зрения, что период наращивания складских запасов почти завершен. Увеличение сланцевой добычи в США, конечно, будет препятствовать сокращению запасов в хранилищах в текущем году, но так как данный сценарий предполагает дальнейшее довольно строгое соблюдение договоренностей об ограничении добычи до конца года, к концу третьего квартала 2017 года сланцевый фактор уже не сможет помешать ребалансировке рынка. Те инвесторы, которые проявят достаточно терпения, будут вознаграждены дальнейшим ростом цен на нефть марки Brent предстоящим летом до $54-56 за баррель.

«Цена упадет»

Альтернативный сценарий основан на том, что действие соглашения об ограничении добычи не будет продлено на период после первого полугодия 2017 года. Саудовская Аравия демонстрирует решимость исполнить угрозу и отказаться от продления текущей сделки. Она надеется, что ее жесткая позиция заставит страны, которые не в полной мере соблюдают взятые на себя обязательства, в последующие три с половиной месяца выполнять их на 100%. Если же саудиты посчитают, что они продолжают нести бремя сокращения добычи, по сути, в одиночку, то могут задействовать значительные резервные мощности по добыче, что усугубит проблему перепроизводства и затоваривания мирового рынка нефти. Наиболее вероятно, что Саудовская Аравия действительно считает себя в состоянии пережить низкие цены на нефть с меньшими потерями, чем другие члены ОПЕК. Если данные ежемесячных отчетов Международного энергетического агентства и секретариата ОПЕК покажут, что уровень соблюдения договоренностей (прежде всего Саудовской Аравией) начинает сокращаться, станет очевидно, что ситуация развивается по этому сценарию. Цена Brent в этом случае достаточно быстро пробьет ключевой уровень поддержки $50 за баррель.

Рост добычи сланцевой нефти в США, согласно последнему обзору Управления энергетической информации США (EIA), свидетельствует о том, что в апреле следует ожидать резкого увеличения нефтедобычи на нетрадиционных месторождениях. Суточная добыча на таких месторождениях должна вырасти на 0,11 млн баррелей и достичь 4,96 млн баррелей (для сравнения, совокупная нефтедобыча в США, по оценкам EIA, составляет 9,13 млн баррелей в сутки). Учитывая, какими темпами растет количество активных буровых установок на нефть в США, к концу года добыча может достичь 9,3 млн баррелей в сутки. Если эти ожидания оправдаются, к тому же на фоне общего увеличения добычи в мире, сокращение товарных запасов нефти будет наблюдаться только в летние месяцы пикового спроса. Этого будет недостаточно, чтобы вернуть цены выше отметки $50 за баррель, и наиболее вероятным окажется сценарий снижения до уровней $44–46 за баррель под давлением сохраняющегося избытка.

Источник