Фото Xu Haijing / TASS
NASA, Роскосмос, SpaceX и Lockheed Martin очертили задачи американского и российского космических агентств в космосе на ближайшие 15 лет
Одно из главных событий космической индустрии, которое привлекло внимание бизнесменов, профессионалов и просто любителей космоса со всего мира, состоялось 25—29 сентября.
Россия и США вместе станут ближе к Луне
Космическая сфера — это не только престиж, внимание мировых лидеров и вклад в историю развития человечества. Зачастую, это поиск компромиссов и попытки уместиться в рамки бюджета. Идеальным примером тому служит американское аэрокосмическое агентство. С 2012 года расходы NASA на программы по разработке сверхтяжелой ракеты-носителя Система космических запусков (SLS), многоцелевого пилотируемого корабля «Орион» и земную инфраструктуру составили $15 млрд. Планы агентства на будущее выглядят более туманными, в том числе из-за нестабильности внутри самой NASA.
» style=»display: none»>
В частности, одним из самых обсуждаемых вопросов является пост будущего главы организации, на который президент США Дональд Трамп выдвинул политика, а не ученого — конгрессмена Джима Бриденстайна. Он известен как сторонник развития коммерческого сектора космической индустрии и активизации действий по колонизации Луны и Марса. Одобрение его кандидатуры Конгрессом США может существенно изменить вектор развития космической отрасли.
Проблемы как с финансированием, так и с наличием необходимой технологической базы, как всегда, служили стимулом к сотрудничеству между странами в области освоения космоса. Одним из наиболее значимых примером подобной кооперации является МКС.
Тем не менее, МКС — лишь этап, поэтому для дальнейшего движения вглубь космоса NASA в 2017 году предложила создание лунной орбитальной станции, которая должна стать трамплином, с которого человечество в прямом и переносном смысле углубит исследование космоса. По первоначальному проекту предполагалось, что Система космических запусков обеспечит вывод на лунную орбиту четырех основных модулей будущей станции. Детали, особенно касательно финансовой части, не разглашались.
27 сентября 2017 года на Международном конгрессе астронавтики российская госкорпорация «Роскосмос» и NASA подписали совместное заявление о сотрудничестве в создании окололунной станции. «Мы договорились о том, что будем совместно участвовать в проекте создания новой международной окололунной станции. На первом этапе будем строить орбитальную часть с дальнейшей перспективой применения отработанных технологий на поверхности Луны, а впоследствии — Марса. Вывод первых модулей возможен в 2024-2026 годы», — сказал глава «Роскосмоса» Игорь Комаров.
Предполагается, что российская сторона создаст от одного до трех модулей станции и унифицирует стыковочный механизм для всех кораблей. В проекте также может быть задействована разрабатываемая в России ракета-носитель сверхтяжелого класса.
Через спутник — к планетам
Лунная база — лишь часть планов на ближайшие 10-15 лет. Закономерным результатом усилий человечества к началу 2030-х будет считаться не она, а начало освоения Марса, четвертой от Солнца планеты нашей системы. Именно план колонизации Марса американская компания Lockheed Martin представила на Международном конгрессе астронавтики, презентовав концепт орбитальной марсианской станции.
«Марсианская база» будет оборудована всем необходимым для длительного пребывания астронавтов на орбите, включая продовольственный блок, научное оборудование и даже спускаемые на планету модули, способные доставлять роверы или астронавтов в количестве до четырех человек на поверхность Красной планеты. В ходе одной такой «вылазки» исследователи смогут оставаться на Марсе до двух недель.
На станции будут установлены четыре солнечных панели для выработки энергии, два криогенных (на водороде и кислороде) двигателя для маневренности и два объемных бака для хранения топлива, в роли которого предполагается использовать жидкие кислород и водород. В состав корабля предполагается включить также модуль «Орион», который выступит в роли командного отсека, отвечающего за навигацию и коммуникации. Проект марсианской базы тесно связан с упомянутым выше проектом по созданию базы на Луне. На орбите спутника астронавты смогут работать и получать необходимый опыт, а сама база послужит отправным пунктом в дальнейших исследованиях космоса.
Станция же на орбите Марса также способна выступать в роли перевалочного пункта — учитывая возможности, которые она предоставляет, можно как отложить возведение поселения на поверхности планеты, сэкономив средства, так и выбрать более подходящее место и провести необходимые исследования заранее, а не посылать каждый раз новый корабль с Земли.
Читайте такжеИз Нью-Йорка в Москву за полчаса. Ракета Илона Маска сможет перемещаться между континентами
А как же Земля?
Затрагивая вопрос экономии средств и грамотного использования имеющихся ресурсов, нельзя проигнорировать миллиардера Илона Маска, также сделавшего несколько важных заявлений на Международном конгрессе астронавтики. Новая ракета компании SpaceX, Big Falcon Rocket (BFR), будет не просто носителем сверхтяжелого класса, но настоящим универсальным способом транспортировки. Многоразовая BFR обладает высотой в 106 метров и диаметром девять метров — по габаритам она будет чуть меньше лунной «Сатурн-5». Зато BFR рассчитана на доставку груза массой до 150 тонн на низкую околоземную орбиту, что делает ракету мощнее, чем ракеты-носителя, обеспечивавшей миссии «Аполлон». Ракета SpaceX может вывести в космос корабль с 40 пассажирскими кабинами, в каждой из которых разместятся 5-6 человек. Следовательно, за один рейс на Марс (основное предназначение BFR) ракета способна доставить до 100 человек.
Двигатели Raptor, которые предполагается установить на ракете, обеспечат покрытие расстояния от Земли до Марса (в среднем 225 млн км) всего за полгода. Учитывая возможность повторного использования ракеты и ее скорость, Маск планирует существенно удешевить и ускорить колонизацию Красной планеты. «Это безумие, что мы делаем такие сложные ракеты, а затем каждый раз уничтожаем их. Это сумасшествие», — заявил Маск, в очередной раз подчеркнув важность технологии повторного использования.
Бизнесмен сообщил, что работа над носителем уже началась. В компании планируют осуществить запуск по крайней мере двух кораблей к Марсу в 2022 году. Экипажа в них не будет, зато в ходе этих миссий планируется доставить на планету необходимые материалы для будущий миссий. В 2024 планируется отправка кораблей уже с первыми колонизаторами на борту — они наладят на планете производство топлива и начнут строительство наземной базы. В отличие от Lockheed Martin, NASA или «Роскосмоса», в SpaceX верят в необходимость и возможность прямой колонизации планеты, без этапов в виде лунных и марсианских орбитальных станций.
Эти планы — скорее изложение деталей касательно высказываемого Маском ранее. Но SpaceX не были бы собой, не сделав заявление, которое перепечатали даже СМИ, далекие от экономических, политических или технических аспектов космических миссий. BFR – универсальная ракета, и может приземляться в любом месте Солнечной системы. Новая ракета будет способна как выводить спутники в невиданных доселе масштабах, так осуществлять пассажирские перевозки между континентами, конкурируя с современными авиалиниями. Хотя, о конкуренции в данном случае говорить сложно: учитывая, что современные самолеты летают со скоростью, не превышающие звуковой барьер, BFR, «делающая» 27 000 километров в час, будет способна отпугнуть пассажиров лишь новизной технологии и ценой. Например, перелет из Нью-Йорка в Шанхай займет, по оценкам компании, всего 39 минут, а не 15 часов, как при использовании авиалиний.
Перед нашими глазами постепенно оформляются грани самых амбициозных проектов, связанных с исследованием и заселением ближнего космоса. Несмотря на разницу подходов и некоторые расхождения в путях достижения цели, нельзя не отметить, что будущее все отчетливее маячит перед глазами уже не специалистов, но и простых обывателей. Космическая отрасль все отчетливее вписывается не только в сознание человека, но и в рынок. А такой подход рано или поздно приведет к тому, что все новое станет частью повседневной реальности, которая интересна не только специалистам.
Не верите? Спросите у любого пассажира, идущего на посадку, что такое скорость звука. Да, помотает головой, но точно так же продолжит искать терминал.