Фото Ints Kalnins / Reuters
В 2016 году всего было проведено 46 ICO на общую сумму $96 млн. Рекорд принадлежал российской компании Waves Александра Иванова – им удалось привлечь на ICO $16 млн. В 2017 году ситуация кардинально изменилась
В середине декабря 2017 года статистика такая: 234 ICO на сумму $3,7 млрд, «средний чек» составил уже $15,7 млн. Пяти проектам удалось привлечь больше $150 млн, крупнейшее ICO принадлежит Filecoin — $257 млн. (везде – данные Coinshedule , хотя они могут отличаться от данных других источников).
Этот проект калифорнийской компании Protocol Labs позволяет пользователям с помощью специального ПО хранить данные на своих жестких дисках, за что пользователи получают вознаграждение в виде filecoins, которые можно обменивать на другую криптовалюту. Главная «фишка» Filecoin в том, что инвестировать в него могли только верифицированные инвесторы (банки, компании и крупные частные инвесторы). Проект называют «первым регулируемым ICO» и, скорее всего, это первая ласточка в будущих трендах, о которых мы напишем ниже.
Со второй половины 2017 года наметилась динамика ощутимого снижения количества успешных ICO, то есть тех, которым удалось собрать заявленную сумму (hard cap). По данным ICO Rating в первой половине года успешных ICO было 50% или больше, летом таких было примерно треть, осенью уже меньше 20%. Бум прошел. Рынок становится более зрелым: команды профессиональней, инвесторы — умней. И крупней. И вот причины.
Успешных ICO все меньше
Итак, доля ICO, достигших заявленных hard cap, снижается. Тренд начался еще летом. По оценке Architect Partners, в сентябре только 34% проекта были успешными, остальные не смогли достичь хотя бы 90% hard cap.
Весной и в начале лета люди понимали, что если какой-то проект выходит на ICO, то инвестиции в него принесут мгновенную прибыль 10х. Сейчас такого нет: не всем проектам даже удается попасть на криптобиржи, а тем, кому удается, приходится как следует поработать, чтобы их валюта выросла хотя бы до цены ICO. Как правило, до момента выхода на крупную биржу — это может занять от нескольких недель до нескольких месяцев — цена падает в 2-3 раза. Видя, что легкого заработка больше нет, люди далеко не так охотно отдают свои деньги. И это хорошо, потому что рынок становится все более профессиональным.
Амбиции проектов становятся на порядок скромнее
В среднем, заявленные компаниями hard cap на ICO снижаются. После всемирного угара люди включают холодные головы. Все начинают понимать, что для того, чтобы реализовать какой-то проект со стадии идеи или концепции до выхода на рынок, не нужно $40 млн и уж тем более $250 млн. Честно говоря, достаточно $500 000, в редком случае – нескольких миллионов, и в любом случае — не больше $10 млн. Компании, выходящие на ICO сегодня – по крайней мере те из них, которые не хотят просто собрать деньги с инвесторов – прекрасно чувствуют эти настроения. Возможно, полгода назад они собрали бы $100 млн. Сегодня их амбиции куда скромнее.
Крупные инвесторы – основной источник инвестиций
По нашим данным, большинство успешных проектов во второй половине 2017 года собирают деньги не от «обычных» пользователей, а от частных, более или менее крупных инвесторов, с которыми заранее договариваются об инвестициях во время road show. Именно эти инвесторы и являются главной причиной феномена под названием «Проект икс собрал десятки миллионов за 30 секунд». Тренд будет только продолжаться: крупные, серьезные проекты не будут собирать деньги – по крайней мере, основную массу — от простых юзеров, а будут собирать их у пула инвесторов и частных фондов.
Round A ICO
Уже в начале следующего года мы увидим раунды ICO, по аналогии с венчурными инвестициями, где есть предпосевные, посевные, Round A, B и так далее. Сейчас мы видим preICO, на котором собираются деньги для «раскачивания» ICO. Теперь все будет немного по-другому: после проведения ICO компании будут создавать продукт, выходить на рынок, проверять гипотезу, после чего привлекать новое финансирование — все как в венчуре.
Авторы согласны с коллегами по криптосообществу, которые полагают, что проектам стоит выходить на ICO уже с готовым продуктом, а не наоборот – собирать деньги под идею продукта. С приходом крупных инвесторов так и произойдет. Обязательным условием выхода на ICO станет наличие работающего прототипа, MVP.
Читайте такжеКто долго запрягает, тот быстро едет. «Медленные» ICO скоро победят «ниндзя»
Приход венчурных фондов
Венчурные фонды активней будут заходить на крипторынок. Некоторые из них создадут собственные криптофонды. Да, пока у традиционных инвесторов еще не разработан инструмент анализа криптопроектов, который есть на венчурном рынке, где они могут оценивать команду, MVP, доходность и так далее. На крипторынке пока речь может идти только об оценке команды. В том числе поэтому, кстати, и будет усиливаться тренд «сначала прототип – потом ICO»: такого подхода будут требовать сами крупные инвесторы, которые, как мы помним, станут и уже становятся основным источником дохода на ICO. Пока венчурные фонды только изучают, как выстраивать оценочные методики. Поэтому многие их представители активно посещают тематические конференции – они собирают информацию.
Кстати, по мере легализации рынка криптовалют мы увидим еще один тренд. Если сейчас основной валютой привлечения инвестиций является эфир — никто не хочет расставаться с биткоинами, а для сбора средств в фиатных деньгах нужно решить много юридических вопросов — то в будущем проекты будут стараться привлекать как раз фиатные деньги. Что, в свою очередь, только ускорит приход на рынок крупных «традиционных» инвесторов.
Возрастет роль рейтинговых агентств
Поскольку ICO становится все больше, у инвесторов физически нет возможности отсмотреть большое количество проектов. Нишу заняли рейтинговые агентства, которые стараются для инвесторов подсвечивать качественные проекты. И роль агентств уже сейчас меняется в связи с вышеперечисленными трендами. Пока проекты приходят к агентствам в основном с одним вопросом: какой у вас траффик? Это неправильный вопрос. Рейтинговые агентства – это прямой путь проекта к инвестору. Будет важен не трафик, а то, сколько фондов и крупных инвесторов ориентируются на рейтинги агентства. И этот пул создается за счет репутации: точности анализа, прозрачности методологии и т.п.
Точность анализа определить, кстати, легко. Во-первых, можно посмотреть, сколько в итоге компания c высоким рейтингом собрала на ICO инвестиций, а сколько — с низким рейтингом. Еще более точно оценку агентству будет давать трекинг, который появится уже в следующем году: можно проследить, как проекты, которые провели в этом году ICO, следовали заявленному road map и т.д. А кроме того, проектам, чтобы получить нормальный рейтинг, нужно будет действительно хорошо подготовиться: собрать грамотную команду, продумать экономику токена, написать вменяемый White Paper. На рынке станет аксиомой формула «нет рейтинга = сырой проект = зачем тогда вы выходите на ICO?».
Роль маркетинга ICO снижается
В этом году команды готовы были вкладывать сотни тысяч долларов на раскрутку ICO, так как были уверены, что с каждой вложенной $1000 проект привлечет на ICO в несколько раз больше. Медиа, которые пишут о криптопроектах, выставляют огромные ценники за публикацию пресс-релизов и статей. И компании им охотно платили, особо не считая деньги, потому что знали, что на волне хайпа люди готовы были нести деньги в любое ICO. Но ситуация, как мы уже говорили, кардинально изменилась.
Во-первых, из-за резкого снижения среднего hard cap, когда речь уже не идет о десятках миллионов долларов, команды будут не готовы тратить сотни тысяч на раскрутку.
Во-вторых, поскольку основным источником инвестиций станут крупные инвесторы, то для них будет важным не очередная статья на Cointelegraph, реклама в Facebook и т.д., а знакомство с проектом на road show и внешняя оценка (см. пункт про рейтинги). Все взаимосвязано.
В итоге, средний уровень успешных проектов, выходящих на ICO, серьезно повысится. Траты, особенно в части маркетинга, станут намного более эффективными. На рынок придут крупные инвесторы. Когда позиция регуляторов в разных странах станет более понятной — это тоже должно произойти в следующем году — ICO как средство привлечения средств станет более распространенным.
И последнее
Если даже окажутся правы те, кто считает биткоин пузырем, то на институт ICO это мало повлияет. Независимо от курса, проектам требуются средства, причем все больше коллективов, как мы уже говорили, будут стараться привлекать фиатные деньги, так что корреляция между криптовалютным рынком и ICO в следующем году будет уменьшаться.