Новоселье Абрамовича. Миллиардер объединяет три исторических особняка в Нью-Йорке


Фото Stephen Wang + Associate PLIC

Такие дома сейчас называют франкен-домами (Frankenmansion) по имени монстра Франкенштейна, который был создан из фрагментов неживых тел

В 1918 году американский сталелитейный магнат Эндрю Карнеги попал в тройку первого списка Forbes c состоянием $200 млн (эквивалентно нынешним $3,5 млрд), а через несколько лет обошел лидера Forbes Джона Рокфеллера и в конце жизни отдал 90% состояния на благотворительность. Но запомнился он еще и тем, что задал тон нынешним архитектурным изыскам — Карнеги первым начал объединять элитные особняки под одной крышей. 

Спустя 100 лет после экспериментов Карнеги о них вспомнили нынешние миллиардеры — сооснователь Napster и Facebook Шон Паркер (дома 36–40 West 10th Street), магнат фармацевтики Джон Страйкер (85–89 Jane Street), семья банкира Эдмонда Сафры (12–16 East 62nd Street), а также звезды — певица Мадонна (152–156 на East 81st Street) и актриса Сара Джессика Паркер (273–275 West 11th Street). Оценщик Джонатан Миллер считает, что состоятельные люди теперь хотят жить в городе, а не в пригороде, как это было заведено в последние десятилетия, поэтому миллиардерам приходится использовать творческий подход. Их архитекторы объединяют квартиры и особняки и даже выкапывают подземелья.

Яркий пример — лондонское поместье Witanhurst с подземной частью, сопоставимой с размером самого дома, его четырехлетняя реконструкция началась в 2008 году, как принято считать, в интересах российского миллиардера Андрея Гурьева.

В 2017 году другой богатый русский, миллиардер Роман Абрамович собрал франкен-дом в историческом квартале Нью-Йорка. Путь Абрамовича к новому жилью был тернист. Сначала он присмотрел себе другой дом и в 2014 году заключил предварительный договор на покупку за $75 млн трех из пяти квартир (три триплекса, дуплекс и пентхаус) роскошного 6-этажного особняка под номером 828 на 5-й Авеню с видом на Центральный парк. Миллиардер рассчитывал купить и оставшиеся две квартиры и объединить их в единое пространство площадью 900 кв. м: 22 гостиные, восемь спален, 15 ванных комнат, бальный зал, библиотека и терраса на крыше. План предусматривал возврат планировки особняка в первозданный вид, как он был построен в конце XIX века для угольного магната Эдварда Бервинда. Последним владельцем здания был Говард Ронсон, после его смерти оно отошло фонду попечителей наследства Ронсона и было выставлено на продажу. Но сделка не состоялась, так как вдова Ронсона Анджелика Иванц боялась продешевить. «Российский богач мог бы заплатить значительно больше», — заявила New York Post Иванц.

Эта сделка могла бы стать крупнейшей на тот момент с СO-OP-зданиями: в них жители владеют не квартирой, а акциями компании — собственника недвижимости. Около 75% зданий на Манхэттене имеют подобную форму владения. Впоследствии самую дорогую CO-OP-недвижимость — 19 East 64th Street — за $79 млн под новый офис планировал приобрести постоянный оппонент Абрамовича в борьбе за недвижимость Лондона и Нью-Йорка, владелец Access Industries Лен Блаватник. В 2004 году Абрамович проиграл ему борьбу за особняк на улице Kensington Palace Gardens в Лондоне. Но и покупка Блаватника тоже под вопросом — владелец недвижимости Дэвид Вильденштейн отказался от этой сделки, чтобы продать дом китайскому конгломерату за $100 млн. В 2017 году Блаватник подал на Вильденштейна в суд.

Неудачи только раззадорили Абрамовича, и с 2014 года он продолжил охоту за недвижимостью на Манхэттене. Для этого он в строжайшей секретности скупал стоящие рядом исторические особняки № 11, 13 и 15 на 75 West Street. За них его компания DR East 75 LLC выложила $78 млн. При этом продавцы не знали, кто покупатель.

Директор Savills Private Office в Лондоне Барбара Аллен говорит, что тенденция объединения недвижимости характерна для премиальных локаций. По ее словам, объединенный объект иногда может стоить больше, чем его составляющие. «Это связано с высоким спросом, масштабом и уникальностью объектов», — говорит Аллен.

В начале 2015 года архитекторы Абрамовича подали проект объединения 5-этажных домов площадью 1700 кв. м на рассмотрение Комиссии по охране памятников. Фасаду архитекторы собирались вернуть «английский облик», сделав дом таким, как он был построен в 1887–1889 годах. Однако комиссия сочла, что реконструкция «уничтожит значительную часть истории», и отказала Абрамовичу. Представитель Общества городской архитектуры Кристабель Гоу назвала реконструкцию «неоправданным разрушением». «Соединение трех отдельных особняков в один — это совершенно новый уровень расточительного потребления», — сказала порталу New York Yimby Келли Кэрролл из Совета исторических районов. Вдобавок против проекта Абрамовича выступил мэр города Билл де Блазио. По его оценке, российские олигархи «в основном украли богатство своей страны с помощью правительства», а затем решили перебазироваться в Нью-Йорк.

Впрочем, отказ не был категорическим, комиссия дала возможность архитектору Стивену Вангу и швейцарскому архитектурному бюро Herzog & de Meuron исправить недочеты. Это бюро работало над проектом стадиона Stamford Bridge, где играет футбольный клуб Абрамовича Chelsea, и новым зданием Tate Modern в Лондоне (Blavatnik Building, Блаватник пожертвовал на него £50 млн). Получив замечания комиссии, Абрамович купил еще один особняк по соседству,  № 9, за $18 млн, и теперь его план подразумевал объединение 9, 11 и 13-го домов (без дома 15). Их фасады смотрятся более сбалансированно, говорил Стивен Ванг. В результате все замечания комиссии по охране памятников со второй попытки были сняты и проект был одобрен. Перестройка требует большого объема работ. Предполагается, что фасад дома практически не изменится. Изменения затронут помещения и внутренний двор. В особняке будет бассейн, зал для произведений искусства, зимний сад с натуральными валунами в окружении зеленой лужайки, напоминающий ландшафт Центрального парка. На реконструкцию Абрамович планирует потратить $6 млн.

Старший дизайнер Martin Kemp Design Татьяна Костанян говорит, что владельцы подобной недвижимости не скупятся на траты, сооружая спортзалы, кинотеатры, кухни с шеф-поварами из ресторанов Michelin. Соседство тоже не располагает к скромности. Недалеко от Абрамовича живет Мадонна, а в четырех кварталах бывший мэр, участник списка Forbes Майкл Блумберг купил четыре из шести квартир-подъездов на East 79th Street (хотя его дом будет на треть меньше). Британский журналист, автор книги Londongrad Марк Холлингсворт говорит, что для бизнесменов объединение и переоборудование квартир часто связано не с желанием повысить стоимость своего жилья, а с обеспечением гарантий безопасности семьи.

Повторить фокус Абрамовича сложно. По данным NYP, в мае 2016-го сделать франкен-дом пытался совладелец «Альфа-­Групп» Алексей Кузьмичев. За $42 млн он приобрел четыре этажа 7-этажного здания на 74-й East Street и апартаменты в соседнем здании и хотел превратить их в дом площадью 1300 кв. м с пятью спальнями и лифтом. После огласки эти апартаменты были выставлены на продажу. 

Читайте такжеПопасть в лунку: зачем миллиардеры инвестируют в гольф 
Вся недвижимость мира за $200 трлн: в каких странах есть дома у богатейших людей России 
Даже пустующий дом в Англии может стать формальным поводом, чтобы с владельцем судились в местном суде 

Источник