Стенд Intel, посвященный широкополосной связи 5G Фото Steve Marcus / Reuters
Попробуем разобраться, что показали на выставке CES в Лас-Вегасе ведущие технологические компании и как это отразится на нашей жизни
CES — выставка высоких технологий, проходящая в начале января в Лас-Вегасе, установила в 2018 году очередной рекорд: почти 4000 компаний, 170 000 посетителей, 7000 журналистов и представителей социальных медиа из более чем 150 стран. Общая территория выставочных павильонов составляет примерно половину территории Ватикана. Такова статистика этого грандиозного смотра новых технологий. Что же показали в Лас-Вегасе ведущие технологические компании и как это отразится на нашей жизни.
IoT объединяет
СES-2018 стала самой бедной выставкой за последние годы по количеству новых устройств, про которые можно было бы сказать «ВАУ!» Как ни парадоксально, менее интересной она от этого не стала. Главными же трендами СES 2018 стали:
1. IoT — интернет вещей
2. IoT — интернет вещей
3. IoT — интернет вещей
Нет, это не опечатка. На CES конечно же были и решения на базе искусственного интеллекта (или того, что сейчас называют этим термином), и оборудования для развертывания сетей 5G, и VR/AR (виртуальная и дополненная реальность), и «рулонный телевизор» LG, и модульный телевизор Samsung, и робомотоцикл Yamaha, и прочие чудеса техники. Но если немного отстраниться от первого эффекта, который производят эти новинки, то окажется, что это все часть того интернета вещей, который будет нас окружать в ближайшем, или по крайней мере обозримом будущем.
Да, про интернет вещей, сети 5G, самоуправляемый транспорт активно говорят последние несколько лет. Это долгоиграющие тренды, которые с каждой новой технологической выставкой он будут получать новое содержание.
Тем не менее, самое интересное и важное, что на CES-2018 окончательно стало ясно, что концепция IoT победила, стала мэйнстримом и объединила всех: автопроизводителей, производителей бытовой техники, мобильных вендоров, сотовых операторов, энергетическую промышленность, производителей электронного оборудования. Всех.
Другого способа резко увеличить маржинальность привычных всем товаров и услуг в индустрии потребительской электроники сейчас не просматривается, поэтому работа по созданию привычной нам техники (стиральные машины, холодильники, телевизоры, автомобили), но уже способной взаимодействовать друг с другом без участия человека, происходит сейчас повсеместно.
В качестве примера можно привести представленный в Лас-Вегасе холодильник LG Smart InstaView. Казалось бы, что можно сделать с обычным холодильником. Однако инженеры LG подключили его к интернету, поставили внутри широкоугольную камеру, вмонтировали в дверь 29-дюймовый экран и оснастили его голосовым помощником Alexa от Amazon. Теперь для того чтобы понять, что находится в холодильнике даже не нужно открывать дверь и нарушать температурный режим, все содержимое выводится на экран.
Можно просматривать содержимое холодильника через смартфон, находясь в магазине. Также на продукты можно ставить виртуальные маркеры со сроком хранения, об истечении которого предупредит Smart InstaView.
Холодильник может вывести на экран рецепты блюд, которые можно приготовить из продуктов, хранящихся в нем, а затем, при выборе соответствующего рецепта, самостоятельно включить плиту или духовку в нужном режиме и установить кухонные таймеры.
Аудиопомощник Alexa позволяет подавать голосовые команды Smart InstaView, управлять другой домашней техникой, пользоваться интернет-сервисами. Разумеется, продажа одного такого умного устройства принесет доход равный продаже нескольких обычных холодильников, не говоря уже о возможности продавать подписки на различные интернет- (и не только интернет) сервисы, рекламу и пр. По сути, Smart InstaView, это не только холодильник, но и компьютер, планшет, телевизор, умная колонка.
$14 млрд на Интернете вещей в любом проявлении
Показательным примером смещения фокуса СES с продуктов на технологии и сервисы стала пресс-конференция Samsung, которая на две трети была посвящена интернету вещей и месту корейской компании на этом рынке. Весной 2018 года Samsung собирается объединить свои IoT-приложения в единый облачный сервис SmartThings. Важную роль в этой экосистеме будет играть голосовой помощник Bixby.
Samsung объявила о своем намерении подключить к SmartThings автомобильную облачную платформу HARMAN Ignite. Она предназначена для разработки, управления, монетизации и защиты программ и сервисов, интегрируемых в автомобили. Для пользователей это означает возможность обновления прошивок автомобильного оборудования без посещения сервис-центров, сохранение персональных профилей, если у автомобиля несколько пользователей (семейный, корпоративный, арендованный автомобиль), подключение сторонних голосовых помощников и пр.
Помимо Ignite, Harman (с 2017 это дочерняя компания Samsung) показала и свое решение для управления автомобилем Digital Cockpit. Платформа интегрируется в Harman Ignite, поддерживает голосовое управление, тактильную обратную связь, взаимодействие c традиционными механическими органами управления. Кроме того, в Digital Cockpit предусмотрена поддержка дополненной реальности и различных интерфейсов взаимодействия автомобиля с водителем и пассажирами, что позволяет реализовать индивидуальные пользовательские настройки отдельно для управления климат-контролем, медиацентром и другими функциями.
Таким образом, решения корейской компании для Интернета вещей можно будет использовать решения не только в пределах «умного» дома, но и в автомобилях.
К 2020 году Samsung планирует подключить вообще все свои устройства к экосистеме IoT. Всего же в исследования и разработки, связанные с интернетом вещей, искусственным интеллектом и созданием соответствующего программного обеспечения, в 2017 году корейцы потратили $14 млрд.
LG тоже представила свою IoT-платформу LG ThinQ, в которой будет объединена бытовая электроника компании. Старинный конкурент Samsung не стал разрабатывать свой голосовой помощник, а интегрировал в свои устройства поддержку Alexa от Amazon и Google Assistant.
Командовать голосом, расчитывать на искусственный интеллект
Вообще же соперничество двух самых популярных голосовых помощников Alex и Google Assistant выглядит очень любопытно. Если на CES-2017 безоговорочно царила Alexa, то на CES-2018 «империя нанесла ответный удар». Множество умных колонок сторонних производителей были оснащены Google Assistant, даже был построен огромный павильон Hey Google, а весь Лас-Вегас — завешан рекламой голосового помощника американской интернет-компании.
Голосовые помощники типа Google Assistant, Alexa, Bixby сами по себе не являются для потребителей большой ценностью. В первую очередь, эти голосовые интерфейсы для взаимодействия, не управления, а именно взаимодействия с различными IoT-устройствами.
Пока мы вынуждены управлять устройства касаниями, подходя и непосредственно руками отдавая команды, мы не можем говорить об Интернете вещей. Человек не может в ручном режиме управлять сотнями гаджетов и сервисов. Они должны сами взаимодействовать между собой и работать в автоматическом режиме. Собственно, тут на сцену выходят сети 5G и искусственный интеллект. Сети 5G позволят связать между собой все мыслимые и немыслимые устройства, от фонарей уличного освещения, общественного транспорта и городских датчиков состояния окружающей среды, до холодильника, телевизора и домашнего дверного замка.
В свою очередь системы на базе искусственного интеллекта будут управлять всем парком IoT-устройств в зависимости от потребностей и возможностей пользователя.
Например, сценарий, когда вы просите автомобиль забрать вашего ребенка из школы, он оповещает его о своем прибытии, опознает, привозит домой и отчитывается вам о выполненном задании звучи почти реально. Да, такой сценарий в 2018 году еще невозможен, но направление, в котором сейчас двигаются разработчики, вполне понятно.
В Лас-Вегасе NVIDIA официально представила DRIVE Xavier, платформу для роботизированных автомобилей. На сегодняшний день это самый мощный аппаратно-программный комплекс для автомобилями, который доступен любому автопроизводителю — заявленная мощность составляет 30 трлн операций в секунду. Для этого в DRIVE Xavier кроме вычислительных ядер добавлены отдельные чипы-ускорители для операций компьютерного зрения и глубокого обучения нейросетей. Имеющиеся возможности позволят стать DRIVE Xavier основой для разработки полноценного беспилотного такси Pegasus — коллективного проекта, над которым работает не только NVIDIA, но и еще 25 других компаний.
Автопроизводители не надеются только на NVIDIA, а разрабатывают и свои проприетарные решения в области самоуправляемых автомобилей.
Тoyota показала на CES, свою концепцию коммерческого транспорта как части интернета вещей. Причем представил ее сам Акио Тоёда — CEO компании. Это универсальная самоуправляемая грузопассажирская платформа e-Pallet, в разработке которой принимают участие Amazon, DiDi, Mazda, Pizza Hut и Uber. На базе e-Pallet можно сделать такси, грузовой фургон, рефрижератор, мобильную торговую точку. Выглядит E-Pallet, как контейнер на колесах, который может быть трех основных размеров. Программная часть E-Pallet распространяется в виде открытого API, и компании, эксплуатирующие такие транспортные средства, смогут добавлять в эту библиотеку свои программные элементы и алгоритмы управления.
Тoyota берет на себя производство, лизинг, страхование управления парком. Сценарий использования такой техники может каким угодно затейливым: от автоматизированных беспилотных грузовых и пассажирских перевозок между городами до локального райдшеринга, когда такой вагончик подбирает и довозит до места работы сразу несколько человек.
Ford вместе с Qualcomm планирует реализовать Cellular Vehicle-to-Everything (C-V2X) — систему, которая позволит автомобилям обмениваться между собой данными об обстановке на дороге, маневрах и маршруте движения, а в партнерстве с Lyft (сервис вызова такси) и Domino планирует развивать службу доставки беспилотными автомобилями.
Подводя итог, можно сказать, что СES 2018 вызывает двойственные чувства. С одной стороны, технологии представленные в Лас-Вегасе завораживают своим фантастическим потенциалом. С другой, то, что их представляют как решения завтрашнего дня, раздражает. Очевидно, что до реализации большинства потребительских сценариев представленных на стендах пройдет, как минимум, лет пять, а ярких решений, которые заметно изменят или улучшат нашу жизнь уже в 2018 году, в Лас-Вегасе не было.