Фото Stefan Boness / Ipon / Imago / TASS
К борьбе женщин за свои права мы привыкли. Теперь сотрудник, уволенный из Google за половую дискриминацию, решил бороться за свою правоту с интернет-гигантом в суде
Прошлым летом Джеймс Деймор, выпускник Гарварда и на тот момент сотрудник Google опубликовал на корпоративном форуме меморандум о дискриминации в компании. Документ делится на две части. Первая о том, что любая дискриминация по половому или расовому признаку не только аморальна, но и экономически не эффективна. Если затруднять карьеру в компании белому мужчине, за то, что он белый мужчина, ничего хорошего из этого не выйдет. Вторая — о том, что, возможно, женщины менее способны и заинтересованы делать карьеру в области высоких технологий в силу своих биологических особенностей. Первая часть важная и заслуживает обсуждения. Из-за второй его уволили. В январе 2018 Деймор подал на Google в суд за дискриминацию по отношению к классу «белые мужчины консервативных взглядов». Перечень того, в чем он обвиняет компанию, с приложением доказательств можно почитать здесь.
Читайте такжеСексизм или профессионализм: сотрудник Google поставил весь мир в неудобное положение
Партком, западная версия
В документе много внутренней переписки, постов в корпоративных соцсетях и демотиваторов. Похоже (выводы сделает суд), в Google действительно существует политика преимущественного найма и продвижения «меньшинств». Похоже, так же, что в компании работает некоторое число сотрудников, с запущенной формой расизма и сексизма, но при этом считающих себя людьми либеральных взглядов. Сочетание не такое редкое, как можно было бы подумать и характерное не только для Штатов. Их тексты, которые содержатся в иске, чтение тяжелое, но поучительное. Скорее всего, таких персонажей в компании не много. На фоне гигантского объема корпоративных коммуникаций, число собранных в качестве доказательств писем и постов невелико, а их авторы часто повторяются.
Забавный раздел «реакция на меморандум Деймора». Сотрудники в отпуске выходили в корпоративную сеть, чтобы заявить, что они «тоже возмущены» и «призвать к ответу». Стилистика коллективного осуждения, напоминающая мое комсомольское прошлое. Не уверен, что этих доказательств достаточно для вердикта, но легковесным иск не назовешь. Американские комментаторы расходятся в оценке перспектив дела. Нас ждет интересный процесс, в котором обе стороны вызывают сочувствие.
Никто не уйдет не обиженным?
Вслед за Джеймсом Деймором я считаю, что дискриминация не бывает «плохой» и «хорошей», «положительной» и «отрицательной». Есть просто дискриминация — это зло, с которым надо бороться, в том числе и в суде. Никто не должен быть лишен возможности приема на работу или карьерного роста на основе своего пола, цвета кожи или сексуальной ориентации. Мужчины-европеоиды и азиаты, составляющие большинство в IT-бизнесе, не исключение. Удивлюсь, если эта мысль не прописана прямо или косвенно в законах штата Калифорния, к которым апеллирует иск.
Но и компании, одновременно участвующей в процессах о дискриминации мужчин и дискриминации женщин, сложно не сочувствовать. Кафкианский финал, в котором Google проиграет в обоих судах, выглядит вполне вероятным.
Читайте такжеИмя собственное: спасают ли объективные оценки работы от гендерных предрассудков
Последние несколько лет я с внимательным, профессиональным интересом слежу за тем, что американские медиа пишут технологиях и вижу возрастающее давление на Долину. Технологические компании обвиняли в мизогинии и сексизме. IT-гиганты оправдывались за разрыв в числе мужчин и женщин на технических позициях. Соцсети — за про-российских интернет-троллей и фальшивые новости. Стартапы клеймили за социально некорректные проекты, которые лишат работы тысячи людей. Венчурных инвесторов обвиняли в харасменте и подсматривали за их поведением на слишком фривольных, по мнению журналистов, частных вечеринках. Общество решило поставить «выскочек из долины» на место. Прекрасная эпоха эгоцентричных гениев, зарабатывающих миллиарды и попутно «делающих мир лучше», подходит к концу. Мир и сам готов «сделать лучше» инноваторов из Долины. Особенно, если это мужчины с белым цветом кожи.