Наш честный список. Как редакция российского Forbes помогла американскому Минфину


Фото Simon Dawson / Bloomberg via Getty Images

Журналисты нашей редакции уже столкнулись с нежеланием миллиардеров общаться не только на тему «кремлевского доклада», но и вообще. Список Forbes из рейтинга тщеславия превращается в рейтинг токсичности

Министерство финансов США должно быть весьма благодарно примерно 20 журналистам российского издания Forbes — мы сделали за американских экспертов по России большую работу. В «кремлевском докладе», представленном Минфином в Конгресс США, — 96 российских «олигархов» с состоянием не менее $1 млрд, и все они входят в глобальный список долларовых миллиардеров Forbes. Других бизнесменов из России в «кремлевском докладе» нет.

Мировой рейтинг миллиардеров американский Forbes ежегодно выпускает в марте, и состояния его российских представителей оцениваем мы — репортеры и редакторы Forbes Russia. Обычно наши американские коллеги задают много уточняющих вопросов, какие-то оценки корректируются (как правило, в меньшую сторону), но в целом список «русских олигархов» меняется мало — это плод трехмесячной работы журналистов российского издания Forbes.

Почему Минфин США выбрал Forbes, а не, например, уважаемый Bloomberg? Надеюсь, что, во-первых, для изучения русских миллиардеров Forbes — более подходящее место, а, во-вторых, в Bloomberg Billionaires Index входит всего 27 бизнесменов из России. Маловато будет. Количество российских миллиардеров в глобальном списке Forbes c 2004 года варьировалось от 32 в кризисном 2009-м до 111 в тучном 2014 году.

«Кремлевский доклад» российские бизнесмены ждали полгода, а в последнее время, как признавались сами, пребывали в состоянии стресса. Ведь Минфин США обещал представить список предпринимателей близких к Кремлю со всеми вытекающими для них последствиями со стороны американских и европейских партнеров. И хотя заранее было известно, что попадание в доклад не означает автоматическое введение санкций, его рассматривают как маркер токсичности.

В итоге оказалось, что к российской власти близки все 96 долларовых миллиардеров. И это очень странно. Ведь среди них есть минимум три категории бизнесменов, назвать которых «кремлевскими» не повернется язык у самых завзятых борцов с «кровавым режимом». 

Читайте также У кого есть $1 млрд? В «кремлевский доклад» вошли все миллиардеры из списка Forbes

В первой категории, скорее, не друзья, а враги Кремля, например, гражданин Великобритании Юрий Шефлер, покинувший Россию еще в 2002 году и якобы незаконно присвоивший себе право выпускать водку под советскими марками «Столичная», «Московская» и другими. В его отношении было возбуждено несколько уголовных дел, он находился в розыске, и только в 2016 году Мосгросуд обязал Следственный комитет России амнистировать Шефлера. Или взять единственную женщину с миллиардным состоянием Елену Батурину, ее мужа, бывшего московского мэра Юрия Лужкова нынешний премьер Дмитрий Медведев выгнал за утрату доверия, и вряд ли за семь с лишним лет оно восстановилось. Владелец «Домодедово» Дмитрий Каменщик, построивший один из крупнейших аэропортов страны на месте сарая, всегда отрицал всякого рода неформальные связи с властями и даже был фигурантом уголовного дела о теракте. 

Во второй категории бизнесмены, построившие свой бизнес с нуля. Вряд ли Кремль помогал Аркадию Воложу создавать «Яндекс», превращающийся из поисковика в экосистему, Сергею Галицкому — федеральную сеть продуктовых магазинов «Магнит», Олегу Тинькову — сначала пельмени «Дарья», а потом банк без офисов. Есть еще венчурный инвестор Леонид Богуславский, девелопер и бывший банкир Александр Светаков и другие self-made men.

В третьей категории глобальные русские, в Америке же проживающие. Ну в чем провинился гражданин США 79-летний Валентин Гапонцев, советский ученый приехавший в Америку в 51 год и построивший компанию, производящую 80% волоконных лазеров в мире. Или гуру Кремниевой долины Юрий Мильнер, через свои фонды вложивший миллиарды долларов в высокотехнологичные компании, включая Facebook и Twitter. И, кстати, американский Forbes к 100-летию журнала включил Мильнера в число 100 величайших бизнес-умов современности. Но этот список Минфин США не заинтересовал.

Есть и другие странности. Конечно, Минфин США вряд ли следит за проблемами частных банков в России, но странно видеть среди «кремлевских олигархов» братьев Алексея и Дмитрия Ананьевых, Микаила Шишханова и Данила Хачатурова хотя бы потому, что они вообще больше не олигархи, а почти разорившиеся предприниматели.

Все российские миллиардеры автоматически попадают в наш список 200 богатейших предпринимателей России, который ежегодно выходит в конце апреля, мы просто дополняем его в нижней части бизнесменами с состояниями ниже $1 млрд, в 2017 году входной билет стоил $500 млн. В «кремлевском докладе» есть закрытая часть, куда попали чиновники рангом пониже и бизнесмены с состояниями пожиже. Хотите с ней ознакомиться? Пролистайте до конца список самых богатых предпринимателей России за 2017 год. Это шутка.

Хотя нам сейчас не до смеха. Журналисты нашей редакции уже столкнулись с нежеланием миллиардеров общаться не только на тему «кремлевского доклада», но и вообще. Список Forbes из рейтинга тщеславия превращается в рейтинг токсичности. А мы ведь просто честно делали свою работу. И, если что, продолжаем ее делать, в новом глобальном рейтинге миллиардеров появится несколько новичков из России. И вдруг выяснилось, что им, наверное, не повезло.

Читайте такжеВ списках не значатся. Почему некоторых не взяли в «кремлевский доклад»
Ближний круг. Какими будут последствия «кремлевского доклада»

Источник