Почему в России так и не началась цифровая революция


Фото Ole Spata / DPA / TASS

Результаты опросов сотрудников российских компаний показывают, что реальные результаты цифровизации бизнеса сильно отличаются от той оптимистической картины, которую создают публикации в СМИ и доклады на экономических форумах.

Цифровая трансформация, диджитализация, цифровизация — эти термины прочно закрепились в умах руководителей. Они часто встречаются в программах экономических форумов и конференций, в профильных и федеральных СМИ, названиях семинаров и воркшопов. Однако реальных кейсов в этой области мало, а в отдельных отраслях нет совсем, поэтому оценить реальную картину цифровизации в России достаточно сложно. При этом никто не станет спорить о том, что в ближайшей перспективе цифровые изменения будут существенно менять бизнес и общество.

Проверенные методики цифровой трансформации отсутствуют. Что-то пытаются сформулировать консультанты, что-то на практике пробуют применять сами управленцы внутри компаний, но общепринятых подходов и принципов пока нет. К настоящему моменту многим стало понятно, что трансформация включает не только технологические преобразования, но и прежде всего культурные. Каждая компания — это абсолютно уникальный организм, со своей бизнес-моделью, корпоративной культурой и клиентами. Осознание цифровой трансформации как многофакторного процесса изменений требует гораздо больше времени и ресурсов, чем казалось. На совещаниях в корпорациях и в кулуарах оценки топ-менеджмента зачастую оказываются очень различны.

Согласно последним исследованиям глубины проникновения цифровой трансформации в российских компаниях из 15 отраслей, таких как IT, банковский сектор и финансы, издательский бизнес и СМИ, индустрия развлечений и т. д., картина выходит далеко не столь оптимистичной, как это следует из бесконечных докладов и публикаций. Важно, что в опросах приняли участие более 700 человек, причем как топ-менеджеры компаний и руководители подразделений, так и менеджеры среднего звена и рядовые сотрудники.

По факту только 34,4% из этих компаний имеют разработанную стратегию цифровой трансформации или уже внедряют ее. Остальные 65,6% либо планируют развивать это направление в будущем (26,6%), либо только изучают информацию по данной теме (29,7%), либо вовсе не собираются переводить структуру на цифровые рельсы (9,4%).

Уровень прогресса цифровой трансформации в своей компании больше половины опрошенных оценили по десятибалльной шкале на 1-5 баллов; оценки «8», «9» и «10» поставили лишь 16% респондентов. Интересно, что топ-менеджмент оценивал использование цифровых технологий в работе компании выше рядовых сотрудников и чаще ставил своей компании отметку «8», в то время как специалисты на более низких должностях ставили в основном «5». Это может указывать на необоснованный оптимизм менеджеров высшего звена, либо на то, что персонал не в курсе всех проектов и стратегий компании.

Профессии, которых нет

Digital-сфера требует все больше специалистов соответствующей квалификации. Вместе с новыми технологиями в компанию приходят и новые должности. Ключевая из них — Chief Digital Officer, лицо, которое отвечает за разработку и реализацию стратегии цифровой трансформации, формирование корпоративного центра компетенций в сфере цифровых технологий и обеспечение лидерства в управлении изменениями, связанными с внедрением сквозных цифровых технологий по всем видам деятельности. Сегодня такие специалисты есть лишь в нескольких крупных компаниях — «Росатом», «Газпром нефть», «Сибур», «Норникель», «Ростелеком» и нескольких других.

В системе управления компаний CDO, как правило, входит в состав совета директоров или правления, однако в каждом случае это должно определяться спецификой и масштабами деятельности компании, а также особенностями их организационной структуры. Однако, как показало исследование, более 50% опрошенных не считают позицию CDO нужной или не знают, кто это. Положительно на вопрос, имеется ли в компании сотрудник, отвечающий за диджитализацию структуры, ответили только 18% респондентов.

Лидеры и аутсайдеры

При составлении рейтинга отраслей по степени цифровизации неожиданных открытий не произошло: в тройку лидеров вошли IT-индустрия, телеком и финансовый сектор. Следом за ними расположились ретейл, страхование, образование, транспорт и автобизнес. В стороне остаются медицина, строительство, услуги бизнесу и индустрия развлечений.

Многие могут отметить, что IT-компании являются лидерами цифровой трансформации априори по своему роду деятельности, но это не совсем так. IT-компаниям тоже требуется диджитализация — это связано преимущественно с изменением бизнес-моделей в цифровых продуктах. Разработка бизнес-решений «переезжает» на облачные просторы, количество решений «софт плюс оборудование» сокращается, а новые требования к обработке больших данных порождают новые вариации услуг и бизнес-моделей. Все это влечет за собой необходимость трансформации внутренних процессов, инфраструктуры и компетенций.

Корень зла и методы борьбы

Если посмотреть на то, как происходит процесс внедрения инноваций в компаниях, общая картина на российском рынке тоже не выглядит радужной: порядка 70% опрошенных признают, что работа с новыми технологиями сводится преимущественно к копированию лучших практик с рынка или опирается на мнение и опыт менеджмента. Многие организации все еще находятся в процессе поиска методик и инструментов: главной проблемой топ-менеджеров в разработке стратегии диджитализации становится вопрос «с чего начать?». Однако у четверти компаний над инновациями трудится полноценный R&D отдел — это хороший показатель, который позволяет в скором будущем рассчитывать на примеры успешных реализаций.

Таким образом, основным фактором, препятствующим развитию цифровой трансформации, остается отсутствие стратегии и недостаток квалифицированных кадров и компетенций. Все это упирается в кадровую проблему. Впрочем, эта проблема касается не только рядовых сотрудников, но и более высокого звена: по данным исследования, проведенного Техническим университетом Мюнхена совместно с SAP и IDT в 2017 году, только 15% специалистов полагают, что владеют навыками, необходимыми для внедрения цифровых процессов, в то время как 64% считают, что не обладают подобными компетенциями.

Как ни странно, хотя практически все признают проблему с нехваткой квалификации у кадров, желающих как-то повлиять на ситуацию мало. За последнее время только 36,5% компаний увеличили бюджет на дополнительное образование работников в расчете на одного человека — в основном это телекоммуникационные и консалтинговые компании, организации из IT- и образовательной сфер. Больше половины (52,4%) не предприняли никаких шагов в этом отношении, а 11,1% даже сократили расходы на повышение квалификации штата. Ситуация выглядит еще более загадочно, если учесть, что 65% респондентов подтвердили: с нехваткой новых компетенций для цифровой трансформации они справляются именно с помощью обучения сотрудников.

С каждым годом доля очного обучения в компаниях уменьшается: по сравнению с прошлым годом она снизилась на 15% . Все чаще компании готовы инвестировать в дистанционное обучение или же предлагают сотрудникам самостоятельную подготовку.

Общая картина говорит о том, что степень вовлеченности российских компаний в процесс цифровой трансформации сильно переоценена. По сути, большинство компаний находятся только на его начальном этапе. Однако процесс цифровой перестройки бизнеса неизбежен как способ адаптации экономики к изменениям в обществе и коммуникациях. То, что компании уже начали — с той или иной долей успеха — разрабатывать стратегии цифровизации, пересматривать свою структуру, назначать CDO, внедрять новые технологии, уже служит хорошим признаком. Однако надеяться на скорые изменения пока рановато.

  • Цифровые рецепты: как улучшить жизнь россиян

Источник