Рост без мотора. Как будет развиваться страхование в России в 2019 году


Фото Дмитрия Серебрякова / ТАСС

В следующем году страховщики рассчитывают на прирост взносов в 12-15%. За счет чего это произойдет, сможет ли перейти к росту автострахование и почему клиенты полюбили франшизу?

Несмотря на то, что официальные данные от Банка России по страховому рынку пока охватывают лишь первые три квартала года, определенные выводы по 2018 году можно сделать уже сейчас. Так, очевидно, что сбудутся прогнозы по приросту рынка на уровне в 13-14%, поскольку за первые девять месяцев года, по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, страховщики увеличили сборы премий уже на 13,7% — до 1,1 трлн рублей. Выплаты же уменьшились на 6,7% и составили 368,9 млрд рублей.

ИСЖ и мисселинг

Почти треть (325 млрд рублей) собранных страховых премий пришлась на сегмент страхования жизни, который вырос на 40,7%. Несмотря на некоторое замедление темпов прироста, страхование жизни осталось фундаментальной основой развития рынка. При этом страховые выплаты в этом секторе выросли на 94,2%, до 32,4 млрд рублей, что вызвано, прежде всего, истечением срока действия заключенных ранее среднесрочных договоров.

Заметим, что в последнее время продажи полисов страхования жизни, в первую очередь инвестиционного (ИСЖ), получили изрядную долю критики. Отчасти она была справедливой: качество продаж на этом рынке несколько вышло из-под контроля, Заметим, что при мисселинге — некорректной продаже финансовых услуг — речь идет не о реализации некачественного продукта, а о неправильном информировании клиента относительно его параметров, рисков, возможностей расторжения договора.

Связано это в большинстве случаев с некорректными продажами ИСЖ через банковский канал, однако порождает недоверие и к самому продукту и страховщикам.

Всероссийский союз страховщиков и Центробанк начали борьбу за качество продаж через внедрение стандартов работы с клиентами и штрафов за их нарушения, практику пост-обзвонов, дополнительных коммуникаций с покупателями ИСЖ. Все это должно снизить уровень мисселинга, но одновременно затормозит рост продаж ИСЖ. С другой стороны, банки впервые за несколько лет вновь начали «депозитную гонку»: ставки по вкладам растут, мы видим появление большого числа специальных сезонных предложений, чего не наблюдалось уже давно. В условиях повышенного интереса к наращиванию депозитной базы, кросс-продажи ИСЖ банками снизятся.

При этом зависимость страховых компаний от банковского канала все равно будет усиливаться. За первые три квартала 2018 года объем премий, полученных страховщикам через банки, вырос на 36%( по сравнению с аналогичным периодом 2017 года) — до 371 млрд рублей. Сегодня на долю банков приходится почти 34% привлекаемых страховыми компаниями через посредников премий. Если же говорить только о продаже «жизни», то здесь доля банков превышает 88%. В целом, можно прогнозировать, что по итогам 2019 года доля банковского канала составит 40% в общем объеме посреднических продаж.

В следующем году мы наверняка увидим рост продаж и в «общих витринах» — маркетплейсах, в том числе на площадке, создаваемой под эгидой ЦБ. В силу специфики таких платформ рост продаж произойдет в сегментах стандартизированных продуктов — так называемых «коробок». Здесь может возникнуть проблема демпинга, поскольку клиент, выбирая среди однотипных предложений, наверняка предпочтет более дешевый вариант. В то же время это неплохая возможность для наращивания клиентской базы.

Оживление каско

Есть и хорошие новости. За последние годы страховые компании научились лучше противостоять мошенничеству и точнее проводить селекцию страхователей в сегменте автокаско. Убыточность в этом виде страхования стала минимальной за последние 10 лет. Собранные премии в автокаско выросли на 2,9%, до 121 млрд рублей, причем это произошло на фоне одновременного удешевления полисов.

Средняя премия по страхованию автокаско за 9 месяцев 2018 года снизилась на 16,8% и составила 35 431 рублей, а страховщики заключили сразу на 23,5% больше договоров каско, чем в аналогичный период прошлого года (3,4 млн против 2,7 млн). Этот рост произошел в том числе за счет более активного предложения продуктов с франшизой, которые также позволили снизить стоимость полисов и включить в орбиту автострахования новых клиентов. У ряда страховых компаний доля подобных продуктов в портфеле автокаско сейчас доходит до 30% и даже 50%.

Прирост числа новых клиентов продолжится и в будущем году, но, скорее всего, он замедлится. Повышение ключевой ставки ЦБ, которое может продолжиться и в следующем году, приводит к удорожанию стоимости кредитов, а прирост страховых премий по автокаско, конечно, коррелирует с динамикой продаж автомобилей, приобретаемых в том числе в кредит.

Реформа ОСАГО

В 2018 году наконец-то сдвинулось с мертвой точки решение самой большой проблемы — ОСАГО. Не открою Америки, если скажу, что ситуация с «автогражданкой» не устраивает сегодня никого: ни потребителей, ни страховщиков, ни регулятора. Страховые компании называли ОСАГО обузой, но при этом они не были готовы сдать лицензию.

Для Центробанка ОСАГО — источник головной боли и лидер по жалобам граждан. Однако «автогражданка» — это социально значимая тема, которая не дает покоя властям. Поэтому отрадно, что регулятор принимает меры, направленные на индивидуализацию тарифов на ОСАГО, чтобы оно перестало восприниматься как дополнительный налог на автолюбителей, а стало реально работающим механизмом.

По итогам трех кварталов года, сборы по ОСАГО остались практически на прошлогоднем уровне — 165,0 млрд рублей. (снижение 0,1%). Одновременно произошло значительное (на 30,8%) снижение выплат, что объясняется как расширением практики натурального возмещения вреда, так и более качественной работой по урегулированию убытков. В итоге так называемый скользящий коэффициент убыточности составил 79,2% против 119,9% годом ранее.

Рынок прошел самую низкую точку — еще недавно казалось, что катастрофическая ситуация на рынке ОСАГО разрастется и охватит всю отрасль. Теперь страховщики демонстрируют рост оптимизма. Хотя, стоит признать, не все: на рынке существует проблема «уставших страховщиков» (по аналогии с «уставшими банкирами»). Продать страховую компанию сложно, как и вообще выйти из бизнеса без потерь, оставаться на рынке— дорого.

Действительно, многие привычные ниши для страховых компаний закрываются, не все видят себя дальше на этом рынке. Скорость «убыли» страховщиков не сильно меньше, чем частных игроков на банковском рынке: отзываются лицензии, многие компании сдают их добровольно. Издержки содержания страхового бизнеса все растут, и получать прибыль становится сложнее даже на фоне выхода рынка из кризиса.

Источник