Герои мультипликации. Самые удачные венчурные сделки в 2018 году


Фото Michael Kooren / REUTERS

Минувший год ознаменовался крайне успешными сделками по выходу венчурных инвесторов из проектов. Кто заработал больше всех?

О том, что рынок венчурных инвестиций в России скорее мертв, чем жив, слышали, вероятно, все. Но на деле ситуация в 2018 году была совсем иной. Сейчас мы видим рост рынка, на нем появляются новые игроки, увеличилось и количество проектов, привлекающих инвестиции.

Число выходов российских инвесторов из сделок в 2018 году не так уж велико, тем не менее ряд инвестиций оказались весьма выгодными для тех, кто вложился в стартапы и зрелые компании год или несколько лет назад и сейчас продал свои доли.

О том, насколько успешной стала инвестиция, обычно судят по показателю доходности — разнице между тем, сколько инвестор заплатил на входе и сколько получил при выходе из компании (в расчет принимаются также дивидендные выплаты, если они были предусмотрены, но в открытые источники такие данные попадают редко).

Скажем, доходность 2x за пять лет означает, что по истечении этого срока инвестору удалось продать свои акции вдвое дороже, чем он купил. Средний ожидаемый показатель мультипликатора доходности по рынку — 3x за пять лет и 2x за три года. В 2018 году превысить или приблизиться к этой планке, по нашим оценкам, удалось сразу нескольким игрокам.

TradingView: возврат на инвестиции более 10x

Платформу-соцсеть для инвесторов и трейдеров TradingView основали в 2011 году Константин Иванов и Денис Глоба. Ее особенность — в мощных инструментах технического анализа биржевых данных, а также в предоставлении возможности участникам обсуждать торговые идеи в режиме реального времени.

Пользователи могут публиковать свои идеи и создавать графики, комментировать публикации друг друга, ставить лайки. В настоящее время на платформе зарегистрировались свыше 3,6 млн трейдеров.

В 2015 году в TradingView инвестировал фонд iTech Capital — он вложил $3 млн. Какую долю фонд приобрел — неизвестно. А в мае 2018 года большую часть своей доли он продал группе иностранных инвесторов во главе с американским фондом Insight Venture Partners.

Вся сделка оценивается в $37 млн, iTech Capital получил около $33 млн, показав ROI (возврат на инвестиции) более 10x. Сделка примечательна не только впечатляющим мультипликатором, но и участием западных фондов — этот факт сам по себе является признаком успеха для проекта и ранних инвесторов.

«Едадил»: возврат на инвестиции до 10x

Агрегатор скидок и акций в супермаркетах и магазинах детских товаров «Едадил» был основан в 2012 году продакт-менеджером «Яндекса» Наталией Шарагиной. В 2015 году интернет-гигант выкупил 10% стартапа за несколько миллионов рублей (точная сумма неизвестна).

Таким образом, стоимость всего сервиса на тот момент оценивалась в несколько десятков миллионов. В руках у Шарагиной осталось 80% бизнеса, еще 10% владел программист Святослав Иванов, разработавший техническую часть проекта. В октябре 2018 года «Яндекс» стал единственным владельцем компании (вновь не раскрыв сумму сделки).

По оценкам Sova Capital, стоимость компании могла составить 600−800 млн рублей, то есть за три года она выросла на порядок. В этом случае Шарагина могла увеличить стоимость своей доли в пять-десять раз. «Едадил» — быстрорастущий и перспективный проект с ежемесячной аудиторией свыше 6 млн пользователей. Он собирает обширный массив информации о потребительских предпочтениях и позволяет применять эффективную таргетированную рекламу.

Пользователи получают персональные купоны и кешбэк с покупок. За счет ресурсов «Яндекса» сервис может, например, интегрировать «умный» поиск, систему персональных рекомендаций, расширенную бизнес-аналитику для партнеров. Очевидно, в дальнейшем «Едадил» будет развиваться, охватывая и другие секторы ретейла, помимо продуктов питания и детских товаров.

TimePad: возврат на инвестиции 5x

Основанный в 2008 году сервис TimePad занимается организацией и продвижением мероприятий, особенно активно — в образовательном и бизнес-секторах. Он продает билеты на мероприятия и зарабатывает на комиссионных и рекламе. Компания утверждает, что проведенные ею события посетили более 15 млн человек. В 2014 году блокирующую долю (около 51%) в ней приобрел фонд Target Global за $1 млн.

В феврале 2018 года компанию полностью, включая доли фонда и основателей, выкупил акционер «QIWI Банка» Сергей Солонин. Сумма сделки оценивается в $10 млн. Таким образом, фонд получил пятикратный возврат на инвестиции за четырехлетний срок.

Кстати, в портфеле у Солонина уже есть другой образовательный интернет-проект «Теории и практики», который тоже связан с проведением лекций, семинаров и мастер-классов. Не исключено, что оба актива получат интеграцию с платежной системой QIWI.

«Амулекс»: возврат на инвестиции более 4x

Бывшие футболисты, а теперь тренеры ЦСКА братья Алексей и Василий Березуцкие вложились в LegalTech-стартап «Амулекс» в 2015 году. Они приобрели 50% компании, еще половина принадлежит основателям Егору Коваленко и Дмитрию Макаренко.

Компания предоставляет юридические консультации в режиме онлайн и по телефону. Услугами «адвоката на проводе», доступного круглосуточно по любым правовым вопросам, уже воспользовались более 2 млн клиентов.

Подписка на сервис продается онлайн, помимо этого, карты «Амулекс» интегрированы в банковские продукты и программы лояльности. В апреле 2018 года стало известно, что доли Березуцких выкупил инвестфонд iTech Capital за $2 млн. По оценкам RB Partners, за три года вышедшие из проекта бизнес-ангелы вернули инвестиции в четырехкратном размере.

Интересно, что в октябре Березуцкие совместно с iTech Capital создали фонд Global Sports Opportunities Fund для инвестиций в высокотехнологичные разработки в области спорта по всему миру. Это еще одно косвенное свидетельство в пользу того, что они остались довольны результатами своего опыта венчурного инвестирования. А основатели «Амулекс» намерены использовать экспертизу iTech Capital для развития b2c и блокчейн-проектов.

Ticketland: возврат на инвестиции около 2x

Холдинг Ticketland наряду с «Кассир.ру», является лидером на рынке продажи билетов в России, и ежегодно он продает свыше 3,5 млн билетов, а его годовой оборот достигает 6 млрд рублей. В 2017 году сервис попал на 20-ю строчку рейтинга самых дорогих компаний рунета Forbes с оценкой в $84,2 млн.

В 2013 году фонд iTech Capital вложил в Ticketland $10 млн, помимо этого, долей в проекте владел сооснователь QIWI Сергей Солонин. В феврале 2018 года все соинвесторы продали свои доли компании МТС — она заплатила за 100% актива 3,25 млрд рублей. По словам представителей iTech Capital, внутренняя норма доходности для инвесторов оказалась близкой к 38% годовых.

Это знаковая сделка, закрепляющая фактический передел билетного рынка. Дело в том, что вместе с Ticketland МТС приобрела другой крупный билетный сервис Ponominalu.ru. А в июле долю в 10% ведущего игрока рынка «Кассир.ру» купил за 400 млн рублей «Тинькофф Банк» и уже добавил в свое мобильное приложение возможность купить билеты в театр или на концерт. На мой взгляд, консолидированные игроки в дальнейшем начнут географическую экспансию, осваивая новые рынки сбыта, в частности, в Восточной Европе и Азии.

Источник