Фото Getty Images
Еврокомиссия хотела бы, чтобы гражданство Евросоюза оказалось первичным по отношению к национальному гражданству государств-членов ЕС. Для этого она спекулирует на тему угроз, которые несут отдельные программы по получению гражданств за инвестиции
Двадцать третьего января Европейская комиссия выпустила доклад, в котором раскритиковала так называемые «золотые паспорта» — схемы по получению гражданства в обмен на инвестиции. Сейчас в рамках ЕС такие программы осуществляют Болгария, Мальта и Кипр. Еще несколько стран — например, Хорватия и Люксембург, продают вид на жительство. В отчете Еврокомиссия указала на риски коррупции и отмывания денег, заложенные в таких программах. Считается, что уже к концу этого года контроль над ними будет ужесточен.
Сразу оговоримся: отчет вышел довольно спорным, включающим ряд передергиваний и в целом похожий на очередную попытку Еврокомиссии посягнуть на исключительный суверенитет государств-членов ЕС. Что и прогнозировалось. Что не так в рассуждениях ведомства Жан-Клода Юнкера?
Кровь и земля
Самой надуманной претензией Еврокомиссии является, конечно, требование о сохранении владельцем «золотого паспорта» связей с выдавшим его государством. На первый взгляд логично. Для любой страны было бы странно, чтобы ее гражданство стремились получить для проживания в совершенно другом государстве. Но только не для государства-члена ЕС. Ведь их паспорт открывает ворота во все страны, входящие в Евросоюз.
Да, на практике ряд известных киприотов и мальтийцев российского происхождения получали гражданство, чтобы беспрепятственно проживать, скорее, в Великобритании, чем на островах. У всех свои причины. Одним не удалось бы получить гражданство желаемого государства — или удалось, но с большим трудом и на менее выгодных условиях. Другие, возможно, не хотят лишаться оригинального гражданства — не все страны ЕС позволяют сохранить несколько гражданств.
Так почему же требование Еврокомиссии можно назвать необоснованным? Потому что подобные требования не существуют для других граждан стран ЕС. Ведь они с рождения или сразу после натурализации вправе проживать и неограниченно пользоваться практически всеми правами в любой точке Евросоюза.
Пугающая четверка
Еврокомиссия находит в программах «золотых паспортов» есть еще четыре повода для беспокойства:
- безопасность;
- отмывание денежных средств;
- обход требований ЕС;
- уклонения от уплаты налогов.
Проблема безопасности заключается в различиях подходов государств к проверке потенциальных претендентов на «золотой паспорт». Кроме того, государства не извещают друг друга об отказах или причинах отказа. Благодаря этому злоумышленники могут после получения отказа в одном государстве, например, на Мальте, попытаться получить гражданство в другом — например, на Кипре.
Проблема противодействия отмыванию денег в докладе выглядит наименее надуманной — хотя и уже разрешенной. Ведь существующая в ЕС антиотмывочная система уже налагает обязательства по проведению проверок кредитными и финансовыми институтами, нотариусами, адвокатами и агентами по недвижимости, результаты которых поступают в национальную финразведку без уведомления проверяемых клиентов. А в июле 2018 года вступила в силу пятая антиотмывочная директива ЕС, согласно которой до 10 января 2020 года должна быть введена углубленная проверки граждан третьих стран, претендующих на гражданство или резидентство в обмен на инвестиции.
Две последние темы из четверки можно назвать наиболее слабыми. В случае обхода требований ЕС говорится, например, о том, что потребность в покупке гражданства может быть вызвана желанием получить, например, лицензию для авиаперевозок в ЕС. Довольно странная нападка — особенно если претензий иного характера к заявителю нет.
Что же касается уклонения от уплаты налогов, нельзя говорить, что оно становится возможным после получения нового гражданства или резидентства. В мире только одна страна, которая облагает налогами по принципу гражданства — это США. Государства-члены ЕС в большинстве своем применяют резидентную систему подоходного налогообложения, когда налоговая обязанность возникает при нахождении на территории страны более 183 дней в году. В ряде стран учитывается наличие постоянного жилища или центра жизненных интересов.