Экономика на вере. Как рост ВВП зависит от культуры доверия


Фото Getty Images

Если лишь один из ста граждан страны перестанет считать, что людям нужно доверять, ВВП этой страны потеряет два процентных пункта

Россияне в массе своей не спешат верить на слово: с начала 1990-х Россия славилась крайне низким уровнем доверия. Доверие же в отечественном бизнесе, согласно глобальному исследованию Edelman Trust Barometer, рухнуло к 2018 году до 34%, потеряв только за один год 7 процентных пунктов. А еще в 2009 году этот показатель превышал 50%.

Казалось бы, осторожность и контроль должны усиливать экономику, позволяя концентрировать средства и не допуская их растаскивания. Но Даг Воллебек, профессор Норвежского института социальных исследований, видит иную закономерность: «Доверие является важным элементом социального капитала: используя доверие как ресурс, люди могут налаживать сотрудничество друг с другом, не опасаясь попасть в социальную ловушку — ситуацию, когда недоверие не позволяет двигаться вперед. Наглядная модель социальной ловушки — это перекресток, на котором водители, не доверяя друг другу, спешат объехать других. В результате возникает затор, который останавливает движение на всей улице».

По словам Воллебека, экономисты связывают уровень доверия с динамикой экономического роста: при более доверительном сотрудничестве мы сокращаем транзакционные издержки и, соответственно, экономим на ресурсах, которые раньше тратили на контроль действий партнеров, контрагентов и сотрудников.

Количественные же исследования показывают, что каждые 10 процентных пунктов роста доверия выливаются в 21% увеличения ВВП на душу населения. Соответственно, если лишь один из ста граждан перестанет считать, что людям нужно доверять, ВВП потеряет два процентных пункта. Тотальный контроль и тотальное недоверие — гарантия стагнации с нулевым ростом ВВП.

Надежность равна выгоде

В странах с сильной экономикой признают положительное влияние доверия на экономику. Например, японские бизнесмены предпочитают доверять и находят доверие полезным для дела, потому что оно позволяет экономить энергию для наслаждения более творческим деловым сотрудничеством с доверенными партнерами, делится своими наблюдениями профессор социологии токийского университета Кагеки Асакура. «В японской культуре существует особый феномен, требующий давать только честные обещания и хранить верность слову. Но это не порождение деловой этики, это некая ориентация на человеческую симпатию, на поддержание связей, даже если за ними не стоит никаких интересов», — объясняет он.

Европа делает похожий выбор. «Уровень доверия в немецком бизнесе все еще очень высок, хотя раньше он был еще выше», — рассказывает Ангелика Сиринг, член Германо-Российского экономического альянса. По ее словам, доверие во многом определяется немецкой судебной системой, которая обеспечивает общую деловую уверенность. «И я не представляю, как бизнес может существовать без доверия. Уверена, что просто не существует таких обстоятельств, в которых контроль может полностью заменить доверие», — заключает она.

Президент американского Института Золотого стандарта Кит Вайнер также уверен, что как доверие в предпринимательской среде, так и доверие общества к бизнесу в США находятся на высоте: «Американцы в основном полагают, что бизнес честен. И это залог успеха: без доверия невозможно существование развитой экономики».

Петля недоверия

А вот в более слабых национальных экономиках доверчивость не в чести. Так, например, в Польше уровень доверия очень низкий, считает руководитель Люблинского научно-технологического парка Томаш Малецки. Причиной тому служат предрассудки и стереотипы. Впрочем, и политико-экономическая ситуация не способствует росту доверия, и предприниматели, если уж решаются инвестировать, то хотят полного контроля.

«Повышение доверия — сложная проблема, сложно вырваться из замкнутого круга: когда теряется доверие, когда у нас есть подозрения, что другая сторона хочет нас обмануть, приходится усиливать контроль, а это ведет к очередному витку снижения доверия, петля затягивается», — говорит Малецки.

Тунисский адвокат, специалист по хозяйственным спорам Вайди Атиталлах также связывает проблемы Туниса с недостатком веры в людей: «В нашей стране бизнесмены утратили доверие в своих профессиональных отношениях, что нанесло ущерб развитию экономики. Это мешает скорости и безопасности коммерческой деятельности, особенно это относится к попыткам предпринимателей защититься формализмом, излишней бюрократией. Есть и еще один аспект: контролирующие органы также не доверяют деловому миру и усиливают контроль, что ведет к росту издержек», — объясняет он.

Нужно как воздух

Доверие влияет на уровень прибыли — и это не пустые слова. Пример приводит основатель и президент группы компаний «Рольф» Сергей Петров. Предприниматель попытался понять, почему конкурент оказался менее успешным, хотя еще десять лет назад показатели были одинаковыми. Оказалось, что акционеры-конкуренты не доверяют менеджменту и делают так, чтобы сотрудники и управленцы контролировали друг друга. «В результате сложилось два клана, каждый из которых тратил силы на выявление происков противников. И если кто-то предлагал разумное решение или хорошую идею, другой клан блокировал инициативу — на всякий случай. Расход энергии на внутренний контроль был так высок, что все инвестиции пошли только на поддержание уровня прибыльности, но не на развитие», — рассказывает Петров. В итоге реальной ценой недоверия стал застой вместо пятикратного роста.

Так же это работает в обществе: в отсутствие доверия гипертрофированное значение приобретают контролирующие органы. Государство и общество не доверяют бизнесу, бизнес платит той же монетой и под давлением контроля теряет перспективу и начинает работать «вкороткую» по принципу «схватил — убежал». Итог — отсутствие экономического роста.

«Я думаю, доверие — это не бизнес-категория, это характеристика человеческих отношений», — делится Александр Гегера, чьи компании выполняли работы для структур «Газпрома», «Новатэка» и Total. Если человек склонен доверять другому человеку, то он не изменит своих привычек ни в бизнесе, ни в личной жизни, уверен Гегера.

Он рассказывает историю: «У меня был партнер, который воспользовался моим доверием и организовал атаку на мой бизнес. Я поздно заметил это и понес многомиллионные убытки. Вскрылись множественные факты лжи, подлогов и мошенничества — реальные основания для возбуждения уголовных дел. Но это совершенно не сломало моего мировоззрения, не заставило отказаться от доверия». По его мнению, соблазн распорядиться доверием, которое оказал человек или общество, в преступных целях может ограничиваться только здоровой средой обитания. «Но путь к такой среде нашему обществу и стране еще предстоит пройти», — считает бизнесмен.

Сломать тренд

Падение доверия — это не приговор. Если в стране нет традиции доверия, в таком случае нужно одновременно развивать разные сегменты общественного устройства, начать сразу со всех сторон: снижать уровень коррупции и социального неравенства, строить гражданское общество, считает профессор Воллебек.

Степень доверия способна очень быстро изменяться в обе стороны. Но нужно понимать, что доверие — не аргумент, а функция. Оно не первично, оно — отражение состояния общества, как показание спидометра в автомобиле. Доверие формируется исходя из реалий, из ежедневного опыта взаимодействия внутри социума.

«Кейс России демонстрирует, что доверие — очень пластичная категория. Путь от всеобщего грабежа времен гражданской войны до «страны ключей под ковриком» Россия прошла при жизни одного-двух поколений. А трансфер от общества всеобщего доверия до «страны охранников» совершился еще быстрее», — полагает ведущий аналитик вашингтонской консалтинговой компании GSA Теодор Карасик. По его мнению, общий уровень доверия зависит в первую очередь от поведения элит, в чьих руках находятся реальные рычаги власти. Их честность и социальная ориентированность повышают доверие, коррупция и стремление к личному обогащению любой ценой — снижают.

Доверие приносит прибыль и питает экономику лучше, чем газ или нефть. Усиление же контроля ведет к убыткам и спаду, что в равной степени верно как для частного бизнеса, так и страны в целом. И это не благодушное теоретизирование, это объективная закономерность, подтвержденная фактами и опытом. Как любую закономерность ее можно принять и использовать для своего блага, либо отринуть и продолжить удивляться тщетности попыток достичь успеха. Перехитрить мироздание и создать преуспевающую экономику в обществе тотального контроля невозможно.

Но при этом следует учитывать, что доверие не возникает само по себе, оно прорастает в обществе, которое может его обеспечить. Путь к такому обществу вполне возможен, если, конечно, элиты и государство, стоя на развилке между контролем и доверием, свернут в нужную сторону.

Источник