Фото Евгения Разумного / Ведомости / ТАСС
Они станут владельцами акций на сотни миллионов долларов
Сыновья второго номера в российском списке Forbes Алексея Мордашова — 18-летний Никита и 19-летний Кирилл — станут совладельцами золотодобывающей компании бизнесмена — Nordgold. Об этом «Ведомостям» сообщила представитель бизнесмена Анастасия Мишанина. Как передал сам бизнесмен изданию, основная цель этого шага — преемственность, вхождение Кирилла и Никиты в курс дел, получение ими знаний и опыта в сфере управления бизнесом. Алексей Мордашов отметил, что остается крупным акционером компании и членом совета директоров, будет вовлечен в бизнес Nordgold и станет наставником для сыновей, которые проявляют интерес к бизнесу. Сейчас Мордашов через холдинговую компанию «Севергрупп» контролирует 99% Nordgold.
Компания «КН-Холдинг», по 50% в которой принадлежит Никите и Кириллу Мордашовым, уже подала в ФАС ходатайство о приобретении прав, позволяющих определять ведение предпринимательской деятельности ООО «Нордголд менеджмент» и аффилированных с ним компаний, которые формируют бизнес золотодобывающей компании Nordgold. После получения одобрения регулятора «КН-Холдинг» получит в косвенное владение около 65% Nordgold, сказал «Ведомостям» сотрудник «Севергрупп». Nordgold опрошенные «Ведомостями» аналитики оценивают в $1,3-1,5 млрд. Таким образом, Кирилл и Никита Мордашовы получат акции на $420-490 млн каждый.
Сыновьям Мордашова, которые учатся в России на гуманитарных специальностях, еще предстоит получить «серьезный опыт», который необходим для операционной деятельности, говорит Мишанина. В будущем не исключено трудоустройство братьев в Nordgold и их вхождение в совет директоров компании, добавляет она. Для Мордашова, по словам Мишаниной, важно, чтобы дети были свободны в выборе рода деятельности, при наличии интереса кто-то из них сможет найти себя в бизнесе компаний «Севергрупп».
Состояние Алексея Мордашова, по данным счетчика Forbes в реальном времени, составляет $20,2 млрд. Его ключевые активы, помимо Nordgold — 77% в металлургическом холдинге «Северсталь», машиностроительная компания «Силовые машины» и 23% в крупнейшем туроператоре TUI.
Российские миллиардеры по-разному решают для себя вопрос о том, привлекать ли детей к наследованию бизнеса. К кампании Giving Pledge (ее участники обязуются оставить свое состояние на благотворительность) из российских бизнесменов еще в начале 2010-х присоединились Владимир Потанин и Юрий Мильнер. Президент и крупнейший акционер «Лукойла» Вагит Алекперов рассказывал, что запретил своим наследникам дробить свой пакет (24,8%) в нефтяной компании, а также отмечал, что его сын Юсуф не будет его преемником во главе «Лукойла». «Эта работа слишком сложная, чтобы завещать ее моему сыну», — говорил Алекперов в интервью Bloomberg в 2017 году.
Основной владелец АФК «Система» Владимир Евтушенков в 2018 году передал своему сыну Феликсу 5% акций компании (в «Системе» сын бизнесмена занимает пост зампреда совета директоров). А совладелец и вице-президент «Лукойла» Леонид Федун в ноябре 2018 года передал своим детям – 32-летнему Антону и 30-летней Екатерине – 2% акций нефтяной компании (сейчас такой пакет стоит $1,2 млрд). Некоторые дети бизнесменов из списка Forbes уже давно вовлечены в бизнес – Саиду Керимову, сына сенатора Сулеймана Керимова, принадлежит 82,4% золотодобывающей компании «Полюс», а Саиду Гуцериеву — доли в «РуссНефти», «Нефтисе» и «М.Видео».