Тяжба Telegram с SEC приковала большое внимание СМИ Фото ZumaTASS
Репортаж Forbes из Нью-Йорка, где открылся судебный процесс по иску SEC к Telegram. Регулятор оспаривает законность размещения криптовалюты Gram и запуска блокчейн-платформы TON, под которые компании Павла и Николая Дуровых привлекли $1,7 млрд инвестиций
Вечером в среду, 19 февраля, по московскому времени (и рано утром — по нью-йоркскому) в Федеральном суде Южного округа Нью-Йорка состоялись прения сторон в рамках тяжбы между Комиссией по ценным бумагам и биржам США (SEC) и компаниями Telegram Group и TON Issuer Павла и Николая Дуровых. В октябре 2019 года истец — SEC — обратился в суд с требованием наложить запрет, для начала временный, на передачу новой криптовалюты Gram от компаний Дуровых инвесторам-покупателям, которые в общей сложности вложили в нее $ 1,7 млрд. Теперь регулятор просит судью Кевина Кастела сделать запрет постоянным, что может разрушить планы Дуровых по запуску блокчейн-платформы TON, в экосистеме которой и предполагается внедрить возможность оплаты с помощью Gram.
Даркнет от Павла Дурова: как основатель Telegram пошел в «крипту» и что из этого вышло
SEC рассматривает токены Gram не как платежное средство, замечая, что «на них нельзя приобрести товаров или услуг», а как разновидность ценных бумаг, которые предложили инвесторам, в том числе американским, без надлежащей регистрации. Согласно Закону о ценных бумагах, принятому в США в 1933 году, инвесторам полагается предоставить данные об эмитенте и о плюсах и минусах предлагаемых бумаг, чего ответчики не сделали. Те настаивают, что токены Gram не относятся к ценным бумагам.
В среду представители обеих сторон почти три часа пытались убедить в своей правоте Кастела, который лыс, остроумен и, как большинство нью-йоркских судей, работает по конвейерной системе: в то время как молодые адвокаты SEC и Telegram ломали копья у него в зале, в соседней комнате совещались присяжные с другого его процесса.
Когда примерно через час после начала прений Кастелу доложили, что в комнате присяжных кто-то почувствовал себя плохо, судья приказал вызвать туда медсестру. Спустя еще полчаса он объявил короткий перерыв. В это время через боковую дверь приставы ввели в зал группу людей в сопровождении белого бородатого охранника в хорошем костюме и черных перчатках и его чернокожего напарника. Они подошли к судейскому столу и о чем-то толковали. Чтобы посторонние не слышали, о чем именно, из динамиков на это время пустили шипение белого шума.
Адвокаты выступали страстно и несколько раз упоминали апельсины, иллюстрируя ими понятия «товар», «валюта» и «ценная бумага»
Тяжба SEC с Telegram вызывает в США необыкновенный интерес: нечасто бывает, чтобы судейский зал с деревянными панелями и скамьями был забит под завязку. Помимо журналистов, прения привлекли и многих юристов. Под конец мест на скамьях не хватило, и секретарь суда предложила публике взять стулья из ее половины зала, куда посторонних обычно не пускают.
Стороны заранее представили свои доводы судье в письменном виде. На прениях каждая выставила по одному адвокату, которые выступали страстно и несколько раз упоминали апельсины, иллюстрируя ими понятия «товар», «валюта» и «ценная бумага». Иногда апельсины сменялись арахисом.
«Первоначальные покупатели Gram тратили на них деньги не для того, чтобы потом приобретать на криптовалюту потребительские товары, — говорил бородатый адвокат SEC Хорхе Тенрейро, доказывая, что речь идет о ценных бумагах, — а для того, чтобы потом выбрасывать их на вторичный рынок, то есть являться по сути дела андеррайтерами».
По его словам, комиссия установила, что некоторые инвесторы уже пытаются заработать, перепродавая Gram. Инвесторов представители регулятора опросили под присягой — и те заявили, что ждут момента, когда смогут «скинуть» токены и заработать, подчеркнул юрист. По версии Тенрейро, это также доказывает, что Gram — ценные бумаги. Цель SEC — предотвратить ущерб, который продажа криптовалюты может нанести покупателям, не располагающим должной информацией об активе, заключил представитель регулятора.
Адвокат Telegram Александр Драйлевски в своем выступлении отрицал, что Gram можно квалифицировать как ценную бумагу. По его словам, если что-либо можно перепродать с прибылью, это еще не делает актив ценной бумагой: взять хотя бы билет на популярное спортивное мероприятие. Защитник также заявил, что если к 30 апреля запрет на Gram в США не будет снят, ответчики вернут деньги инвесторам.
Как заработать $2,7 млрд к 35 годам: история Павла Дурова
Дмитрий Иоффе, адвокат TON Community Foundation, который 14 февраля прислал судье доводы в поддержку Telegram, в беседе с корреспондентом Forbes отметил, что в ходе прений Кастел неоднократно задавал вопрос, будет ли Telegram и дальше активно участвовать в доработке и функционировании блокчейн-платформы TON. Это немаловажный вопрос: в случае положительного ответа вероятность признания Gram ценной бумагой резко возрастает. Однако, по словам Иоффе, проект будет обслуживаться децентрализованным сообществом разработчиков, не нуждающимся в участии Telegram. А команда Дуровых, по выражению Кастела, после запуска TON может отправиться «хоть на Багамы».
По итогам прений судья продлил запрет на размещение Gram на неопределенный срок, пообещав уточнить срок действия вето позднее. На прощание он похвалил стороны за выступления, которые, по словам Кастела, были одними из лучших на его памяти.