Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
Российский рынок после длинных выходных переживает обвал. Рубль уже потерял по отношению к доллару и евро почти 1,5 рубля. Аналитики считают, что российская валюта пока выглядит достаточно сильной, но не исключают ее дальнейшего ослабления — при негативном сценарии она может пробить отметку 70 рублей за доллар
Вторник, 25 февраля, первый рабочий день Мосбиржи после длинных выходных, на российском валютном рынке ознаменовался обвалом — рубль подешевел по отношению к доллару и евро более чем на рубль. Курс российской валюты к доллару на 13:50 — 65,42 рубля (минус 1,35 рубля к уровню закрытия торгов в пятницу, 21 февраля), к евро — 70,92 (минус 1,38 рубля).
Схожую динамику демонстрировал и российский фондовый рынок. На торгах во вторник дешевели почти все «голубые фишки» из различных секторов: «Газпром» на 14:00 терял 2,4%, Сбербанк — 1,8%, «Лукойл» — 3,2%, «Норникель» — 1,5%. Основные биржевые индексы — рублевый Индекс Мосбиржи и долларовый РТС — на 13:52 снижались более чем на 2% и почти на 4% соответственно. При этом дешеветь на европейских площадках российские бумаги начали еще в понедельник, 24 февраля. Глобальные депозитарные расписки (ГДР) российских компаний на бирже в Лондоне обвалились, индекс RDX, в состав которого входят эти бумаги, опустился на 5%, так как инвесторы уходили в защитные активы, говорится в обзоре Альфа-Банка.
Все это — реакция на новости о распространении вируса за пределами материкового Китая. В выходные появились данные о том, что новый коронавирус COVID-19 начал распространятся в Италии. По состоянию на вторник зарегистрировано более 270 случаев заражения, семь человек умерли, один вылечился. Основным очагом заболевания стал регион Ломбардия. 25 февраля были зафиксированы первые случаи заболевания на юге Италии — в Сицилии и в регионе Тоскана. В регионах Венето, Пьемонт, Лигурия и Эмилия-Романья закрыли школы, а в Трентино—Альто-Адидже и Фриули—Венеция-Джулия запретили публичные мероприятия. В итоге в понедельник, 24 февраля, итальянский индекс FTSE MIB Italy упал на 5,8% — до минимального значения с 24 августа 2015 года, пишет Market Watch. Итальянские СМИ уже назвали случившийся обвал «черным понедельником». Европейский Stoxx Europe 600 упал на 4%. Американский S&P 500 за день потерял более 3%.
Ситуация с вирусом усугубилась также в Южной Корее и Иране, где резко выросло число заболевших. Южнокорейский фондовый индекс Kospi в понедельник упал на 3,9%, что стало худшим падение за день почти за полтора года. Японский Nikkei 225 упал во вторник на 3,34% (в понедельник на Токийской бирже не было торгов).
Сейчас на рубль давит один и главный фактор — обострение ситуации на внешних рынках и падение мировых фондовых рынков в понедельник, когда российский рынок был закрыт. Это ситуация risk-off — выхода инвесторов из рисковых активов, что сказывается на курсе рубля, сказал Forbes начальник Центра разработки стратегий Газпромбанка Егор Сусин.
«То, что происходит, — локальная эмоциональная реакция российского рынка, который проснулся с достаточно большим негативом на внешних рынках. Инвесторы рассчитывали на улучшение ситуации с коронавирусом и действие стимулирующих мер со стороны китайского правительства, но вирус начал распространяться в других регионах. И это подрывает веру инвесторов в то, что стимулирующие меры компенсируют негативный эффект от вируса», — сказал он Forbes.
По словам Сусина, 62-66 рублей за доллар — это фундаментально нормальный диапазон для рубля, в нем он сейчас и находится. «За границу в 66 рублей за доллар рубль не перейдет, поскольку сейчас идет налоговый период. Это значит, есть спрос со стороны экспортеров на российскую валюту. До конца месяца мы сможем удержаться в нынешних рамках [по курсу валюты], если ситуация на внешних рынках не станет критической», — сказал Сусин.
«Рубль пока остается сильным. По нашим оценкам, сейчас справедливый уровень, на котором должен быть рубль, – это 66-70 рублей за доллар. Если все пойдет по негативному сценарию, рубль к доллару может «пробить» 70 рублей», — считает старший аналитик по финансовым рынкам Райффайзенбанка Денис Порывай. По его словам, рынки готовились к тому, что острая фаза вируса скоро пойдет на спад, инвесторы считали, что эпидемия локализована. Но в понедельник инвесторы поняли, что, несмотря на все изоляционные меры в Китае, вирус проникает в другие страны. «Соответственно, появились опасения, что другие страны введут такие же ограничительные меры, какие ввел Китай, а это уже приведет к глобальному ослаблению экономических связей и замедлению экономической активности. Это может стать глобальной проблемой, причем, чем длительнее эпидемия, тем сильнее проблема, — сказал он. — Если ситуация продлится полгода-год, последствия будут очень серьезными — первыми обесценятся сырьевые рынки. Котировки нефти марки Brent даже могут упасть до $30 за баррель (сейчас — $56,18. — Forbes), это уровень до формирования ОПЕК+».
«Рубль находится под давлением вместе с прочими рисковыми активами и валютами развивающихся стран. Признаки того, что эпидемия носит все более затяжной характер, порождают опасения относительно масштабов экономических последствий вируса. Рубль сейчас зависит исключительно от настроений на мировых финансовых рынках, — сказала Forbes главный экономист Nordea Bank в России Татьяна Евдокимова. По ее словам, поводами для дальнейшего давления могут быть макроэкономические данные (например, статистика по деловой активности в Китае, публикуемая в субботу), а также заявления компаний относительно последствий вируса для их деятельности. «Риски дальнейшего ослабления рубля сохраняются», — предупреждает она.
редакция рекомендует
«Люди в панике, непонятно, что делать»: как Италия переживает вспышку коронавируса
Худший день за три года: новые вспышки коронавируса обвалили европейские фондовые рынки