Фото Сергея Мальгавко / ТАСС
Вложения в транспортную инфраструктуру многие считают фактором ускорения экономики. Однако опыт Малайзии, Костра-Рики и Марокко показывает, что надежда на этот драйвер не всегда оправдана
Вложения в транспортную инфраструктуру рассматриваются подавляющим большинством отраслевых экспертов и госслужащих как самостоятельный фактор ускорения экономического роста. Согласно опросу EY, 81% респондентов считают, что инфраструктурные инвестиции способны подстегнуть рост ВВП.
Однако массированные инфраструктурные вложения кажутся сомнительным рецептом экономического ускорения. Для того, чтобы разобраться, почему это так, обратимся к историям успешных проектов в трех экономиках — Малайзии, Коста-Рике и Марокко.
Чтобы создать экспортный сектор электроники, правительство Малайзии в 1970-1980-х годах сделало несколько шагов: привлекло деньги иностранных инвесторов в создание предприятий по сборке устройств для международных корпораций, вложило собственные средства в несколько инфраструктурных объектов и сформировало частно-государственные партнерства для формирования программ по профессиональному образованию.
В начале 1970-х годов корпорация развития Penang Development Corporation (PDC) реализовала несколько инфраструктурных проектов на территории международного аэропорта Пенанг. Сначала малайзийским властям удалось договориться с международными компаниями об организации лишь сборочных производств в этом районе. А позднее, в конце 1980-х, компании Hewlett-Packard, Intel и Motorolla объединили усилия с PDC и создали Центр развития профессиональных навыков Penang Skills Development Center (PSDC), который занялся обучением персонала по разработке и выпуску электроники. Со временем к проекту присоединилось еще несколько международных корпораций, а Малайзия освоила более сложные операции в международных цепочках добавленной стоимости в сфере электроники.
В 1994-1996 годы Коста-Рика организовала кампанию по привлечению Intel для строительства предприятия, выпускающего полупроводники. Власти Коста-Рики инвестировали в энергетическую инфраструктуру, построив специальную подстанцию для обслуживания завода Intel, модернизировали аэропорт, а также запустили в национальном технологическом университете Instituto Tecnológico de Costa Rica образовательную программу, на которой проводилась подготовка IT-специалистов по необходимым Intel квалификациям. Примечательно, что консультировали кураторов этой образовательной программы именно сотрудники Intel. В итоге Коста-Рика выиграла международный тендер на строительство предприятия, объявленный Intel, хотя поначалу и не входила в число участников конкурса.
Пример Марокко впечатляет не меньше. В 1997 году один из топ-менеджеров компании Boeing марокканского происхождения Седдик Бельямани задался вопросом, какие детали самолетов могут производиться на его родине. В результате Boeing совместно с национальным авиаперевозчиком Royal Air Moroc и компанией Labinal организовали производство кабельных систем для самолетов, которые устанавливаются на основных моделях гражданских лайнеров. Позднее к экспортному кластеру в Морокко присоединились такие крупные концерны, как Airbus, SNECMA, Bombardier и Embraer. Но чтобы привлечь все эти компании, правительству потребовалось направить инвестиции в инфраструктуру в окрестностях международного аэропорта в Касабланке, а также с помощью государственно-частного партнерства создать институт аэронавтики Institute for Aeronautical Training.
Все три истории успеха экспортных проектов — это результат сочетания нескольких ингредиентов: подготовки кадров, инфраструктурных инвестиций и тесной связи с международными компаниями. А работа с кадрами в этих проектах напоминала систему профессионального образования ФРГ, когда бизнес участвует в образовательных программах, и студенты проходят подготовку не только за партами в колледже, но и компаниях-нанимателях. Такая система позволяет устранить информационную асимметрию между потребностями компаний в определенных навыках сотрудников и представлением колледжей о том, что требуется будущим работодателям.
Теперь давайте представим, что во всех трех случаях власти ограничились лишь созданием инфраструктуры — строительством электроподстанции в Коста-Рике и модернизацией аэпоротов в Касабланке и на Пенанге — без договоренностей с международными компаниями и создания соответствующих программ обучения.
Вряд ли в такой ситуации все три страны смогли бы создать успешные экспортные проекты. Вероятнее всего, они нашли бы другое применение для новой инфраструктуры: например, открыли бы торговые центры в окрестностях аэропорта Касабланки и стали бы обеспечивать подсветку фасадов зданий и городских пальм за счет электроподстанции в Коста-Рике. Возможно, жизнь туристов и местных жителей за счет этих инвестиций стала бы более комфортной, но эта инфраструктура вряд ли бы имела отношение к экономическому росту.
Некоторые исследования показывают корреляцию между запасом инфраструктурных активов и экономическим ростом. В этом нет ничего удивительного. Если инфраструктурный актив — дорога, электроподстанция, аэропорт или железнодорожная ветка — являются недостающим звеном в цепочке, приводящей к формированию экспортного производства, то инвестиции в соответствующую инфраструктуру закономерно приведут к экономическому росту.
В противном случае мост или дорога могут превратится в бесполезные, а то и вредные для экономики проекты. Ведь бюджетные расходы на инфраструктурные проекты не безграничны, и некоторым инвестициям можно было бы найти более удачное использование.
Получается, что инфраструктурные вложения обоснованы только в том случае, если они являются недостающим звеном в цепочке экспортного или внутреннего производства, либо если они способны значительно облегчить жизнь множеству потребителей. На дефицит инфраструктуры могут указывать автомобильные пробки, готовность многих жителей пользоваться платной транспортной инфраструктурой, высокие цены перевозок, обилие автономных генераторов электричества и другие. Выявление этих сигналов может послужить причиной для запуска локальных инфраструктурных проектов. А вот целенаправленное развитие инфраструктуры не несет соответствующего позитивного эффекта и изымает средства из более нуждающихся в финансировании сфер, таких как образование или создание технологий.