фото Corbis
Лучше прямо разрешить проведение российскими валютными резидентами — физическими лицами валютных операций с использованием криптовалют через счета иностранных банков, чем потерять криптовалютную налоговую базу в пользу иностранных налоговых «партнеров»
Для многих заинтересованных игроков отдельных прогрессивных отраслей рынка информация о принятии решений конкретными «законодателями моды» является определяющей для выборы ими дальнейших стратегий развития. Поэтому новость о том, что Виталик Бутерин, создатель криптовалюты Ethereum, решил оставить швейцарский кантон Цуг, известный своей всемирной налоговой привлекательностью, и переехать в конкурирующий со Швейцарией Сингапур, для многих европейцев, и, разумеется, россиян не останется без внимания.
Известно, что Республика Сингапур одна из первых в лице валютного управления высказалась в отношении биткойна, признав высокие риски утраты контроля пользователей над ним, но в то же время определив его место как имеющего реальную ценность актива для обмена на товары и услуги, устранившись при этом от личного вмешательства. Почему официальный регулятор не вмешался?
» style=»display: none»>
Можно предположить, что тем самым Сингапур поддержал веру независимых эмитентов и пользователей в саму идею биткойна, с одной стороны, а с другой стороны, указал на прямое неприсоединение государства к пулу лиц, разделяющих ответственность за его существование, ценность, и самое главное — правовую определенность в вопросе обеспечения реального контроля пользователей за виртуальной расчетной единицей. Но Сингапур не упустил самое главное, определив новый источник своих налоговых поступлений от законных операций с биткойном на своей территории. Ведь, начав отчитываться перед государством за операции с биткойнами, сингапурские налогоплательщики добросовестно исключают свое участие в незаконных операциях с ними как со средством обмена.
Что такое криптовалюта многим уже стало известно за последние несколько лет существования глобальных экономических проблем. И, конечно, плюсы и минусы фиатных денег и криптовалют в сравнении весьма очевидны. Ведь именно биткойн стал самым успешным примером для всех, поскольку не имеет единственного центра эмиссии (абсолютная децентрализация), его количество эмиссии ограничено технической невозможностью ее увеличения, а анонимность при совершении операций с является основным конкурентным преимуществом. Ранее известные попытки централизованной эмиссии криптовалют на коммерческой основе единым центром не приводили к такому глобальному интересу инвесторов.
Если за эмиссию, оборотоспособность и, что важно, ценность конкретной валюты отвечает его эмитент — государство в лице центробанка, то за биткойн — независимые «эмитенты» и, конечно, поверившие в него пользователи. Не собственники, а именно пользователи, которые имеют условные авторизованные средства контроля и идентификации за каждой такой «программой». Поэтому там, где заканчивается власть конкретного государства, заканчивается и его реальный контроль.
Вообще деньги являются исключительным институтом государства, его порождением, и выражением суверенитета на его исключительной территории. Конечно, возможны ситуации и в рамках союзов государств , например, евро. Или создание специальных расчетных единиц в рамках международных организаций.
Именно поэтому в январе 2014 года и появилось официальное информационное сообщение Банка России, где регулятор прямо извещает, что «по «виртуальным валютам» отсутствует обеспечение и юридически обязанные по ним субъекты. Операции по ним носят спекулятивный характер, осуществляются на так называемых «виртуальных биржах» и несут высокий риск потери стоимости». Как можно расценивать это заявление? Конечно, это официальное заявление об исключении ответственности российского регулятора за риски частных лиц.
Далее «Банк России предостерегает граждан и юридических лиц, прежде всего кредитные организации и некредитные финансовые организации, от использования «виртуальных валют» для их обмена на товары (работы, услуги) или на денежные средства в рублях и в иностранной валюте». Он также прямо сообщает, что «согласно статье 27 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» выпуск на территории Российской Федерации денежных суррогатов запрещается». «Суррогатная позиция» незамедлительно была поддержана Генпрокуратурой и Росфинмониторингом.
Положительным поворотом в сторону разрешения возможности использования криптовалют стало заявление заместителя директора Росфинмониторинга Павла Левадного в сентябре 2016 года, согласно которому «организации, которые осуществляют связь между виртуальным и реальным оборотом платежных средств, необходимо лицензировать».
Сразу за ним последовало письмо заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Алексея Оверчука, именно она сейчас является ответственной за валютный контроль, согласно которому «в законодательстве Российской Федерации не закреплены такие понятия, как денежный суррогат, криптовалюта, виртуальная валюта». Что принципиально не запрещает проведение российскими гражданами и организациями операций с использованием криптовалюты. Но несмотря на это, не освобождает от обязанности российских валютных резидентов проводить такие операции именно через счета российских банков!
Забавно получается, согласитесь, использовать биткойны можно, но для операций через счета российских банков, которых, в свою очередь, Банк России предостерегает от их проведения.
Справедливости ради, стоит согласиться с изложенным в письме ФНС России положением вещей, «что существующая система валютного контроля не предусматривает получение органами валютного контроля (Банк России, ФНС России, ФТС России) и агентами валютного контроля (уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг) от резидентов и нерезидентов информации об операциях купли-продажи криптовалют».
Но для России, наверное, все-таки стоит лучше прямо разрешить проведение российскими валютными резидентами — физическими лицами валютных операций с использованием криптовалют через счета иностранных банков, чем потерять криптовалютную налоговую базу в пользу своих иностранных налоговых «партнеров», которые в большинстве случаев не упускают возможности. Ведь те добросовестные российские налогоплательщики, которые выйдут в российское правовое поле, задекларируют доход, и уплатят налоги, достойны получения презумпции невиновности в отношении имеющейся у них под контролем криптовалюты. Остается лишь воспользоваться успешным опытом регулирования иностранных государств.