Бюджет РФ: больше различных доходов, меньше трат из резервов

Силуанов Минфин бюджет

В текущем году федеральный бюджет получит 623 млрд рублей дополнительных нефтегазовых доходов. Об этом сообщил на прошедшем в четверг заседании правительства министр финансов Антон Силуанов. Причем Минфин хочет пустить эти деньги на покрытие дефицита 2018 года.

((__lxGc__=window.__lxGc__||{‘s’:{},’b’:0})[‘s’][‘_207393’]=__lxGc__[‘s’][‘_207393’]||{‘b’:{}})[‘b’][‘_613123’]={‘i’:__lxGc__.b++};

“В следующем году мы большей частью будем использовать те ресурсы, которые мы сформируем в ходе текущего исполнения бюджета в виде тех нефтегазовых доходов, которые поступят сверх 40 долларов за баррель. Эта сумма составляет 623 млрд рублей по курсу текущего года, и эти средства будут задействованы в качестве источника финансирования дефицита бюджета 2018 года”, – разложил все по полочкам Силуанов.

В следующем же году бюджет также получит сверхплановые доходы в размере 630 млрд рублей. Минфин убедился в этом, взглянув на параметры довольно благоприятного макроэкономического прогноза. Причем в обозначенной сумме будет солидная часть поступлений, не связанных с нефтью и газом.

“Доля доходов, не связанных с нефтью и газом, увеличивается из года в год. Если в текущем году мы ожидаем долю ненефтегазовых доходов в размере 60% от всех доходов, то в следующем году этот показатель составит 63%”, – подчеркнул Силуанов.

Вместо фондов – заимствования

Дополнительные бюджетные поступления Россия намерена направлять по большей части на текущие нужды, в том числе на уменьшение дефицита. Значит, меньше будут тратиться резервные накопления государства. Настолько, что Резервный фонд Минфин решил в ближайшие годы не пополнять.

В 2018 году траты из Резервного фонда на бюджетные надобности сократятся вдвое по сравнению с нынешними, а в 2019-м и вовсе будут сведены к нулю. Использование средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) в 2018-2020 годах сократится еще сильнее и составит незначительную сумму в 171 млрд рублей.

“В бюджете на 2017-2019 годы эта сумма планировалась в размере 1,155 трлн рублей”, – подчеркнул Силуанов.

Чтобы не уповать только на дополнительные нефтегазовые доходы, Минфин планирует на следующую трехлетку масштабные внутренние заимствования и небольшие внешние. Эти займы будут в основном обеспечивать покрытие бюджетного дефицита.

“Основным источником финансирования дефицита бюджета станет привлечение на внутреннем финансовом рынке. Мы предусматриваем привлечение в чистом виде чуть более 1 трлн рублей на протяжении трехлетнего периода. Основным источником будут ОФЗ, которые мы планируем выпускать в валовом выражении более 1,5 трлн рублей”, – рассказал Силуанов.

На внешних долговых рынках Минфин в 2018-2020 годах ограничится привлечением 3 млрд долларов.

Напомним, Резервный фонд и ФНБ были созданы в 2008 году в результате разделения Стабилизационного фонда РФ, в который власти направляли дополнительные нефтегазовые доходы от роста цен на углеводороды. Резервный фонд всегда был источником финансирования дефицита бюджета в случае резкого падения доходов казны. ФНБ создавался как часть механизма пенсионного обеспечения граждан, однако часть его средств инвестируется в долгосрочные самоокупаемые инфраструктурные проекты.

Кстати, на неделе глава Минфина рассказал о блуждающей в недрах правительства идее вновь объединить эти фонды в одни.

Бюджетное правило заработает на полную в 2019-м

Механизм пополнения резервов государства обеспечивает так называемое бюджетное правило. Его суть в том, что все дополнительные доходы казны, полученные от превышения ценой российской нефти установленного уровня отсечения, направляются не на бюджетные расходы, а в государственные кубышки. Ныне цена отсечения равна 40 долларам за баррель.

Минфин планирует начать следовать бюджетному правилу с 2019 года. А следующий год нужно потратить на адаптацию к нему экономики.

“Бюджетные характеристики подготовлены с учетом принятых в правительстве РФ бюджетных правил, которые предусматривают вступление этого принципа в полном объеме начиная с 2019 года, – сообщил Силуанов. – А начиная с 2018 года, предусматривается переходный период, исходя из которого бюджет сформируется с неким дефицитом, небольшим дефицитом по первичному балансу бюджета. То есть в расчет принимаются расходы без учета выплат по обслуживанию государственного долга”.

Отметим, что по сути бюджетное правило в России уже применяется. Минфин с февраля 2017-го направляет все сверхплановые нефтегазовые доходы на покупку валюты для пополнения резервов.

Рекордно низкий дефицит

Увеличение доходов бюджета логично приведет к снижению его дефицита в текущем трехлетнем периоде. В 2018 году он станет самым низким за последние годы – всего 1,6% ВВП РФ, заявил Силуанов. При этом если исключить нефтегазовые доходы и расходы, то полученный дефицит не превысит 7,2% ВВП.

Премьер-министр Дмитрий Медведев уточнил размер разницы между расходами и доходами бюджета-2018 в абсолютных цифрах.

“Доходы запланированы на уровне 14,7 трлн рублей, расходы – 16,2 трлн рублей, соответственно, дефицит – порядка 1,5 трлн рублей. По итогам прошлого года бюджет сложился с дефицитом в 3 трлн рублей”, – напомнил Медведев.

Глава Минфина, в свою очередь, подчеркнул, что в дальнейшем предполагается более интенсивное сокращение бюджетного дефицита. В 2019 и 2020 годах он снизится до 0,9% и 0,8% ВВП соответственно. То есть российский бюджет станет сбалансированным по меркам мировой практики, в которой признаком баланса считается дефицит менее 1% ВВП.

А в среду Совет Федерации одобрил поправки в текущий федеральный бюджет-2017, снижающие его дефицит до 2,1% ВВП. Согласно внесенным коррективам, планируемые расходы госказны увеличиваются на 362 млрд до 16,603 трлн рублей, доходы – на 1,191 трлн до 14,679 трлн рублей. Соответственно, дефицит снижается на 829 млрд до 1,924 трлн рублей.

 

if(jQuery(document).width()<400) { jQuery("#teleg").html("«);
jQuery(«#teleg»).show();
}

Источник