ЦБ заверили в отсутствии рисков массовой перерегистрации в САР недобросовестных компаний

Минэкономразвития ответило на замечания ЦБ РФ к пакету законопроектов о создании специальных административных районов (САР) в Приморье и Калининградской области.

Согласно предложениям Минэкономразвития, статус резидента САР даст компаниям, помимо особого корпоративного и налогового законодательства, льготный режим с точки зрения соблюдения валютных норм. Поправки в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», которые входят в пакет законопроектов для создания САР, гласят, что «юрлица, созданные или редомицилированные (сменившие юрисдикцию — ИФ) в соответствии с ФЗ «О международных компаниях» и являющиеся участниками специальных административных районов, не признаются резидентами». ЦБ в письме в Минфин высказал опасения, что это нарушит принцип равенства и привлечет в САР специфический контингент резидентов.

«Резидентам САР предоставляются преимущества в части возможности без ограничений проводить валютные операции, не репатриировать денежные средства, что будет нарушать один из основных принципов, определенных статьей 3 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», — единство системы валютного регулирования и валютного контроля. Исключение отдельных субъектов хозяйственной деятельности из общих требований к проведению валютных операций может привести к тому, что недобросовестные субъекты хозяйственной деятельности, зарегистрированные на территории РФ, в целях незаконного вывода денежных средств из РФ будут в массовом порядке перерегистрироваться в САР с использованием их преимущества», — писал ЦБ.

В среду в беседе с журналистами опасения регулятора прокомментировал и.о. министра экономического развития Максим Орешкин, который высказал предположение, что «не все сотрудники ЦБ глубоко погрузились в тематику». В четверг, выступая на форуме в Санкт-Петербурге, тему более подробно осветила директор департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития Екатерина Салугина-Сороковая.

Действующее законодательство о противодействии отмыванию денежных средств снимает риски массовой регистрации в САР недобросовестных участников, заявила она на сессии «Вызовы российскому корпоративному праву в условиях деофшоризации» юридического форума в Санкт-Петербурге.

Салугина-Сороковая отметила, что стимулом для перетока капитала из многих известных юрисдикций в проекты САР «является установление в законопроекте изъятий для резидентов САР из общих требований валютного регулирования и валютного контроля».

Она напомнила об опасениях ЦБ, что «это может привести к тому, что недобросовестные участники оборота будут в массовом порядке перерегистрироваться в САР в целях незаконного вывода денежных средств из РФ».

«Однако ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» уже устанавливает ряд изъятий из общих требований для отдельных операций и лиц. Применение к валютным операциям по списанию денежных средств за рубеж требований законодательства о противодействии отмыванию денежных средств и без применения валютных ограничений может служить барьером для таких действий как в САР, так и на всей территории РФ. Кроме того, риск массового перетока хозяйствующих субъектов в САР из иных регионов РФ минимизирован двойным контролем на «вход»: при получении статуса резидента САР (критерии устанавливаются правительством РФ) и при получении статуса международной компании (необходимость соответствия компании следующим критериям: статус резидента САР, ведение деятельности на территории нескольких государств, осуществление инвестиций на территории РФ)», — исключила она риски массового перетока недобросовестных участников валютного рынка.

Еще одно опасение ЦБ — отсутствие в законопроектах о САР порядка выполнения требований антиотмывочного законодательства. Более того, в предложениях Минэкономразвития есть возможность выпуска ценных бумаг на предъявителя, что не соответствует стандартам FATF, писал Банк России. Это может негативно отразиться на результатах страновой оценки FATF, которую РФ должна пройти в 2018-2019 годах, полагает ЦБ.

«Предусмотренное в рамках законопроектов исключение из правил о публичном раскрытии сведений о бенефициарах юридических лиц любому заинтересованному лицу касается лишь режима раскрытия информации третьим лицам и не отменяет для международных компаний требования о раскрытии бенефициаров уполномоченному органу и организациям финансового рынка, действующим в рамках проектов САР, в том числе во исполнение требований о противодействии отмыванию денежных средств. В целом законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, применяется в САР в неизменном виде», — заявила директор департамента Минэкономразвития.

«FATF долгое время борется за прозрачность информации о владельцах и бенефициарных собственниках юридических лиц. Безусловно, пакет законопроектов не преследует цель затруднения этих действий. Чтобы удовлетворить запрос бизнеса на конфиденциальность и простоту передачи корпоративных прав и одновременно обеспечить доступ правоохранительных органов к информации о владельцах ценных бумаг на предъявителя, предлагается обсудить возможность выпуска сертификатов долей на предъявителя при условии ведения списка владельцев сертификатов у нотариуса, регистратора или иного посредника на рынке ценных бумаг», — сказала Салугина-Сороковая.

Источник: (Интерфакс)