Фото DR
Русскоязычные слушатели активно используют онлайн-курсы Coursera — более 1 млн зарегистрированных участников. А отечественные партнеры Coursera заработали на курсах, по расчетам самих создателей ресурса, около $1 млн
Российские партнеры международной компании Coursera, известной своими бесплатными обучающими онлайн-курсами, за год заработали $3 млн, а потратили на создание курсов — $2 млн. Об этом директор по развитию Coursera Никил Синха сообщил на пресс-конференции eLearning Stakeholders ans Researchers Summit. Он отметил, что создаваемые российскими партнерами курсы, если и не приносят прибыли, то обычно как минимум окупаются.
Coursera — это платформа для размещения лекций. Материалы для конечных пользователей предоставляются бесплатно. Но если слушатель хочет оценить свои знания и получить сертификат о пройденном курсе, то он должен заплатить за экзамен. Сертификат стоит $49, для слушателей стран БРИКС — $29. Механизм распределения доходов между создателем курса и Coursera Синха прокомментировать отказался.
Читайте такжеДорогое образование: «Севергрупп» инвестировала в «Нетологию»
Перспективы онлайн-курсов
Общий объем рынка образования в России прошлом году составлял 1,8 трлн рублей, а на онлайн-образование приходилась доля в 1,1% (20,7 млрд рублей). Такие данные со ссылкой на зарубежные прогнозы приводятся в «Исследовании российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий», инициатором которого выступило издание East-West Digital News. Таким образом несколько миллионов долларов, заработанные вузами на онлайн-курсах Coursera составляют около 1% от всего рынка образовательных онлайн-услуг. Однако эксперты считают, что есть большие перспективы.
«До точки монетизации доходит около 5% слушателей. Если строить монетизацию только на этом показателе, то для выхода на безубыточность на каждом курсе должно быть не менее 20 000 — 25 000 слушателей на один запуск. Поэтому показатели Coursera я считаю достаточно хорошими для рынка», — оценил для Forbes достижения российских компаний, основатель компании «Профессиональное электронное образование», заместитель главы комитета по профобразованию и подготовке кадров «Деловой России» Александр Молчанов.
» style=»display: none»>
«Это очень хороший результат с учетом того, что курсов было разработано не много (136 на данный момент — Forbes)», — согласен с ним старший вице-президент УК «ПроОбраз» Дмитрий Волошин. Он поясняет, что в стране масса толковых преподавателей и можно «удесятерить создание образовательного контента». Он отмечает, что онлайн-курсы в том числе поднимают имидж отечественного образования и увеличивают поток иностранных студентов в российские вузы. Кроме того, он напомнил, что есть емкий внутренний рынок: «Не забывайте про СНГ».
Волошин добавляет, что университеты могут использовать онлайновые курсы не только для использования на платформах онлайн-образования, но и для сокращения «голосовых» лекций с личным присутствием преподавателя.
Ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов на конференции оценил проникновение онлайн-лекций в учебные курсы вузов от 10-30% до 70% в зависимости от уровня университета. А в некоторых случаях, допустил, что полный переход на онлайн-курсы поможет не лишать аккредитации учебные заведения посреди года.
Гранит онлайн-науки
Просто создавать новые курсы для увеличения прибыльности недостаточно. Независимый эксперт по образованию Наталья Царевская-Дякина предупреждает: «Курсы типа философии культуры хороши тем, что медленно устаревают. Их можно без изменений распространять 5 лет. Но высокие технологии, например, программирование, теряет свою актуальность очень быстро. И большой вопрос — не придется ли все деньги потратить на обновление курсов, чтобы поддержать их на высоком уровне».
«Выходя в интернет вы должны понимать, что перестаете конкурировать с соседними вузами и включаетесь в глобальную конкуренцию в ведущими вузами, которые входят в топ-100 мировых лидеров», — предупреждает о сложности работы на рынке образовательного онлайн-контента Молчанов. Он отмечает, что в России есть хорошие курсы от НИУ ВШЭ, МГУ им М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского госуниверситета, Питерского политеха, Томского госуниверситета и других вузов.
Читайте такжеБудущее онлайн-образования в России: рост и осторожные инвестиции
При этом есть и конкуренция между площадками: Coursera — не единственная платформа для онлайн-курсов в интернете. «Стоит отметить и агрессивное развитие новых российских проектов в области онлайн-обучения, таких как «Универсариум», Otus.ru, Lektorium.tv, GeekBrains, «Нетология», «Национальная платформа открытого образования» и многих других. Это говорит только о том, что вкладываться в онлайн образование не рано», — отметил Молчанов.
Запас на будущее
За последний год российские партнеры удвоили количество курсов на русском языке, доступных на Courserа, — до 136 штук. На английском языке создано более 150 курсов. Из университетов большую часть курсов создала Высшая школа экономики — 61 курс (на платформе уже доступно 43 из них), далее по количеству курсов идут МФТИ (27) и Томский государственный университет (19). Хотя такая статистика не отражает распределение доходов (курсы могут быть более или менее востребованы), но показывает, что ВШЭ потратила наибольшие ресурсы на эту тему. Кузьминов сообщил, что создание обучающего онлайн-курса стоит около 1 млн рублей. Эта сумма включает не только операторскую работу, но и сценарий, а также компьютерную графику. При этом дополнительных государственных денег на их создание вуз не привлекал, изначально рассчитывая оправдать расходы за счет реализацию курсов и их использования в учебном процессе.
Эксперты считают работу над онлайн-курсами разумной. Они отмечают, что в правительстве постоянно обсуждается придание онлайн-обучению статуса полноценного образования и после этого для студентов, предпочитающих удаленное образование (в силу географических и иных причин), окажутся в выигрыше такие вузы как ВШЭ: «У вышки будет широкий выбор программ по различным дисциплинам и она сможет сразу привлечь много слушателей, пока другие вузы будут создавать свои курсы», — объясняет Царевская-Дякина.
Корпоративное образование
Также с августа 2016 году запущена программа Coursera for Business, в которой образовательные курсы предоставляются организациям с учетом требуемых навыков. Стоимость контракта для компании, покупающей доступ к курсам по программе Coursera for Business составляет $80 за человека на один курс или $320 на неограниченное количество курсов. В интервью Forbes Синха сказал, что на данный момент доходы от Coursera for Business незначительны, но быстро растут и через 2-3 года могут составить половину дохода компании.
Партнерство с Coursera заключили восемь крупнейших вузов России (ВШЭ, МФТИ, СПбПУ, МИФИ, НГУ, ТГУ, СПбГУ МГИМО), а также Корпоративный университет «Сбербанка», Яндекс и Tele2. Также контент на русском языке создают Google Россия (совместно с ВШЭ) и 2GIS (совместно с НГУ). Если вузы в основном создают контент по разным научным дисциплинам, то компании используют платформу Coursera для оперативного образования сотрудников в регионах. Самые популярные курсы ВШЭ по количеству слушателей — это «Структуры данных и алгоритмы», «Введение в машинное обучение (создан совместно с Школой анализа данных Яндекса), «Эконометрика», «Философия культуры» и «Основы корпоративных финансов».
В мире на образовательной онлайн-платформе Coursera зарегистрировано 28 млн учащихся, которые произвели 112 млн регистраций на 2000 курсов по 180 специализациям в десятках различных дисциплин: бизнес, компьютерные науки, наука о данных, искусство и других.