Фото Станислава Красильникова / ТАСС
Как будет развиваться рынок микрофинансирования в ближайшие три года?
Водораздел на рынке микрофинансирования, разделивший в конце марта компании на микрофинансовые (МФК с возможностью дистанционной выдачи займов) и микрокредитные (МКК), является важной вехой, предвещающей следующий виток эволюции сектора. В качестве ключевых направлений можно выделить консолидацию, информатизацию, сегментацию и развитие новых рынков капитала.
» style=»display: none»>
К началу второго квартала 2017 года в стране оказалось меньше 20 микрофинансовых компаний по сравнению с несколькими тысячами организаций, занимающихся микрофинансированием в целом. Рынок берет пример с банковского, где, по данным Frank Research Group, 90% ипотечного рынка страны контролируется пятнадцатью банками (при этом у двух основных государственных банков около 70% рынка). Аналогичная картина наблюдается и в сегменте кредитования частных клиентов в целом — 74% рынка контролируется пятнадцатью банками с аналогичной концентрацией на первых двух местах. Схожую картину (кроме доминирования государственного сектора) можно наблюдать в большинстве европейских стран, и этому есть причина. Организация масштабируемого кредитного процесса требует существенных инвестиций в информационные технологии и маркетинг, которые могут себе позволить немногие компании. Именно это мы наблюдаем и продолжим наблюдать в области микрофинансирования. Разрыв между ключевыми игроками и остальным рынком будет увеличиваться, несмотря на то, что в первой десятке могут быть перестановки.
По мере консолидации рынка, во многом спонсируемой технологиями, мы продолжим наблюдать тенденцию на переход каналов продаж в интернет. По мнению экспертов, за последние 4 года доля онлайна выросла с нуля до 20-30%. При этом мы видим, что Центральный Банк и правительство активно продвигают удаленную идентификацию во всех секторах экономики. По мере совершенствования законодательства, развития технологической инфраструктуры (очевиден курс на внедрение биометрии), но и меняющегося поведения клиентов, которые стремительно переносят потребление услуг в интернет, можно ожидать и продолжение аналогичного курса в микрофинансировании. Тем не менее, дистанционная выдача останется доступной только самым крупным компаниям, которые могут обеспечить самые современные средства скоринга и доступ к технологиям. Показательным является тот факт, что среди 19 МФК (на 31.03.2017 года), тем или иным образом осуществляют свою деятельность в интернете 10 компаний, то есть 53% от общего числа.
Развитие технологий и консолидация простимулируют развитие новых рынков капитала, настолько необходимых для дальнейшего роста и снижения ставок кредитования для клиентов. Мы увидим увеличение доступности банковского кредитования для МФК и появление специализированных игроков, кредитующих альтернативное кредитование (включающее факторинг и лизинг) в целом, но с упором на микрофинансирование. По мере совершенствования регулирования, включающего в себя формализацию отчетности (к примеру, переход на единый план счетов), усилению требований к достаточности капитала (планы по более жесткому резервированию просрочки, особенно для МФК в области необеспеченного кредитования) и обязательному аудиту, сектор будет становится понятней для институциональных кредиторов. Банки уже активно исследуют этот сектор. К примеру, ТрансКапитал Банк был якорным инвестором привлечения долгового финансирования компанией MoneyMan еще в 2016 году. Но с увеличением прозрачности сектора можно планировать повышение банковского интереса к финансированию компаний альтернативного кредитования.
Также можно наблюдать внимание со стороны институциональных инвесторов к МФК. В прошлом году Baring Vostok Capital Partners, один из самых крупных фондов прямых инвестиций в России, инвестировал в МФК Revo Technologies, которая фокусируется на POS-кредитовании. Изучая рынок в Европе и США, можно видеть целый ряд многомиллиардных кредитных фондов, специализирующихся на рынке, который в России принято называть микрофинансовым: Victory Park Capital, GLI Ranger и другие. Можно ожидать появление аналогичных кредитных фондов, которые будут предоставлять ликвидность для рынка микрофинансов в России.
Вместе с развитием интереса к микрофинансированию от институциональных инвесторов, кроме снижения ставок и увеличения доступности для потребителей, можно ожидать диверсификацию с точки зрения представленных в стране бизнес моделей. На данный момент крупнейшие МФК сосредоточены в узком ряду вертикалей с упором на кредитование малого и среднего бизнеса и необеспеченное потребительское кредитование. Тем не менее мировой опыт подсказывает, что моделей значительно больше, таким образом можно ожидать специализацию на определенных клиентских, продуктовых и функциональных сегментах. Без сомнений будет развиваться залоговое кредитование, которое к текущему моменту было больше сосредоточено в офлайне. К примеру, недавно запустился проект CarMoney – кредитование под залог ПТС, аналог Mogo Finance –успешной компании из Латвии. Уверен, что мы увидим аналог американского Borro – кредитование под залог ювелирных изделий и других предметов роскоши. В качестве примера можно говорить про проект Goldprice.ru бывшего основателя онлайн-продавца электроники Sotmarket Всеволода Страха. Также нельзя не обратить внимание на активно развивающиеся проекты в области POS-кредитования, которые включают как Revo (о котором написано выше), так и AmmoPay (проект финтех холдинга ID Finance).
В целом произошедшее совершенствование регулирования и технологические изменения ключевым образом сформировали тенденции на рынке микрофинансирования. Рынок уже стал прозрачнее. Повышение прозрачности уже создало фундамент для привлечения дополнительного капитала в рынок, что будет способствовать снижению ставок и увеличению рынка. Потребители уже получают и продолжат получать крайне востребованные услуги, будучи полностью защищенными законом и регулятором. Этот ярко выраженный потребительский спрос подчеркивается появлением новых бизнес моделей с одной стороны и экспортом технологий за рубеж. Например, ID Finance присутствует не только в Европе и Центральной Азии, но и странах Латинской Америки, демонстрируя важность индустрии для России как современной технологичной державы.