Фото Getty Images
Сооснователь Google о философии компании, создании Gmail, Youtube и Chrome, спорах со Стивом Джобсом и грустной истории Николы Теслы
В 2001 году Ларри Пейдж (№6 в глобальном списке Forbes, состояние — $48,8 млрд) решил, что в Google работает слишком много проектных менеджеров и если их всех уволить, между ним и программистами не останется ненужной прослойки. Так он и поступил. В итоге инвесторы Google добились его отстранения с поста CEO. Эту должность Пейдж вернул себе только в 2011 году. Это не единственный пример прямолинейности Пейджа. В беседе с сотрудниками маркетинговой службы он прямо говорил, что их профессия построена на лжи. Своих секретарей он уволил, чтобы его не вызывали лишний раз на совещание. А то, чем занимаются большинство сотрудников Google (сегодня — Alphabet), по его мнению, попросту скучно. Сам Пейдж уже много лет не появляется на публике, не дает интервью и все свое время тратит на секретную лабораторию Google X, которую также называют Moonshot Factory (moonshot — полет на Луну). Сложно назвать более подходящее место для человека, который в детстве плакал над биографией Николы Теслы.
Forbes вспомнил самые яркие высказывания сооснователя Google.
Вы можете создать интернет компанию из десяти человек и получить миллиарды пользователей. Они не требуют большого количества капитала и приносят много денег — действительно очень много денег.
Должен ли кто-то потерпеть неудачу, чтобы мы добились успеха? Нет. Мы делаем нечто другое. Думаю, это возмутительно, когда говорят, будто в отрасли есть место только для одной компании. Когда мы начали работу с поиском, все говорили: «Вам, ребята, не добиться успеха, уже есть пять поисковых компаний». Мы говорили: «Да, но мы делаем нечто иное». Вот так я смотрю на эти вещи.
Если вы почитаете статьи о нашей компании или технологической отрасли в целом, всегда речь идет о конкуренции. В них словно описывают спортивные состязания. Но трудно перечислить действительно удивительные вещи, которые происходят исключительно из-за конкуренции. Вам будет приятно приходить на работу, если лучшее чего вы можете добиться — это порвать другую компанию, которая делает примерно те же вещи?
Большинство компаний со временем умирают. Они делают одни и те же вещи с небольшими изменениями. Это естественно для людей — делать вещи, которые точно не приведут к провалу. Но косметические изменения исчерпают себя со временем. Особенно в технологиях. Поэтому важная часть моей работы — смещать фокус людей на то, что не является косметическим улучшением. Например, Gmail. Когда мы его выпустили, мы были поисковой компанией. Это было смело для нас — запустить почтовый сервис. Чего стоит одно только желание дать людям в 100 раз больше места, чем они могли получить у других сервисов. Но мы бы не добились успеха, если бы только немного улучшали [уже существующие продукты].
Не делегируйте. Делайте все, что можете, сами — так будет быстрее.
Идеи важнее возраста. Если кто-то молод, это не значит, что он не заслуживает уважения и поддержки.
Самая плохая вещь, которую вы можете сделать — сказать: «Нет. Точка». Если говорите «нет», найдите способ сделать это лучше.
На самом деле, не только научно-технический прогресс двигает общество вперед. Его двигают вперед люди, у которых есть амбиции.
Стив Джобс всегда говорил мне, что мы делаем слишком много. Я ему отвечал, что это он делает недостаточно много.
Если вы меняете мир, вы работаете над важными вещами. Вам интересно подниматься с постели по утрам. Это самое важное. Вам хочется работать над важными, существенными проектами — и этого недостает в мире. Я думаю, у нас в Google это есть. У нас всегда этого было навалом.
Нужно заниматься прорывными вещами, а не мелочами. Существует множество способов улучшить жизнь людей в мире с помощью технологий. В Google мы работаем с 0,1% от всех этих возможностей. Все технологические компании вместе дают примерно 1%. Это значит, что существует 99% никем не исследованной территории. Инвесторы всегда тревожились: «Ребята, вы тратите слишком много денег на эти сумасшедшие вещи». Но сегодня они восхищаются этими вещами больше всего — Youtube, Chrome, Android. Если вы не делаете что-то сумасшедшее, вы занимаетесь не тем.
Дайте людям возможность уйти с работы — девять из десяти не будут заниматься тем, чем занимаются сейчас. <…> Каждый должен упорно и неэффективно трудиться над чем-то, чтобы сохранить работу. На мой взгляд, это какая-то бессмыслица.
Даже если сегодняшние профессии и трудовые места будут уничтожены, в краткосрочной перспективе это компенсирует сокращение затрат. <…> Новые технологии сделают бизнес не на 10%, а в десять раз более эффективным. Я думаю, что вещи станут гораздо, гораздо дешевле. <…> Нельзя захотеть, чтобы этого не произошло, это все равно случится. В экономике откроются удивительные возможности. Когда будет больше компьютеров, которые смогут выполнять больше и больше работы, это в корне изменит наше представление о работе.
У Xerox было подразделение с потрясающим RnD. Они изобрели множество вычислительных инструментов. Но они не занимались коммерческой стороной. Требуется и то, и другое. Возьмем для примера одну компанию, которая меня восхищает — Tesla. Они не только создали инновационный автомобиль, но они также, полагаю, тратят 99% своих усилий на то, как продать эту машину людям. Когда я рос, я хотел стать изобретателем. Потом я понял, что изобретатели становятся героями грустных историй о людях вроде Николы Теслы — удивительных людей, которые не оказали существенного влияния [на общество], потому что никогда не превращали свои изобретения в бизнесы.
У тебя могут быть самые замечательные карты Google Maps в мире, но если ими никто не пользуется, в них нет никакого смысла. Наша философия всегда строилась на необходимости познакомить с продуктом как можно большее количество людей.
Мы хотим делать технологии, которые все любят использовать, и которые влияют на всех. Мы хотим создать красивый, интуитивный сервис и технологии, которые настолько потрясающе полезны, что люди будут использовать их два раза в день — как зубную щетку. Не так много вещей люди используют дважды в день.
При подготовке статьи использовались материалы Fortune, Financial Times, Wired, Business Insider