Фото Getty Images
Мессенджеры переманили к себе аудиторию от мобильных операторов, которые теряют доходы от голосовой связи и SMS. Почему им не удалось заполучить те деньги, которые потеряли операторы и на чем они зарабатывают?
В мессенджере Telegram на днях наконец появились аудиозвонки. Telegram долго оставался чуть ли не последним мессенджером, в котором отсутствовала данная функция. Что значит для стратегии Telegram подобное новшество?
В ходе своего развития многие мессенджеры начинали с текстовых сообщений, а только потом добавляли функции голосового общения и обмена видео. Исключением можно считать Viber — мессенджер начинался как «звонилка», текстовые сообщения появились в нем позже. В Facebook аудиозвонки появились в апреле 2014 года, в WhatsApp — в апреле 2015. Оба сервиса сегодня предлагают и аудио-, и видеозвонки. Snapchat, недавно вышедший на IPO и торгующийся на NYSE по оценке в более $20 млрд, сразу сосредоточился на видео (отметим, что видеозвонки технически сложнее). Тенденция к внедрению аудио- и видеозвонков в дополнение к чату была очевидной. Зачем «отпускать» пользователей в другое приложение, если они хотят получить определенный функционал? Лучше дать им возможность звонить прямо из мессенджера.
» style=»display: none»>
Перетекание трафика в мессенджеры стало логичным следствием того, что люди стали все больше времени проводить в приложениях. По данным App Annie, суммарное время, потраченное пользователями в приложениях по всему миру, за год выросло на 150 млрд часов. За 2016 год этот показатель составил почти 900 млрд часов (в большинстве стран, охваченных исследованием, рост не менее 20%).
На Android-смартфонах категории «Связь» и «Социальные» стали абсолютными лидерами по проводимому времени. Facebook стал одним из трех приложений (наряду с Chrome и YouTube), обеспечивших подобный скачок. По числу мировых загрузок (и в iOS, и в Google Play) лидируют мобильные приложения Facebook, WhatsApp и Facebook Messenger (аналитики считают его отдельно). По аудитории Telegram, с которого мы начали, точной статистики нет, только в феврале 2016 года Павел Дуров, его создатель, говорил о том, что взята планка в 100 млн активных пользователей в месяц.
Огромный объем обмена сообщениями в мессенджерах привел к проблемам у многих операторов мобильной связи, которые стали терять прибыль. Раньше они зарабатывали и на SMS, и на голосовых услугах, и на предоставлении доступа в интернет. Теперь доходы от SMS и «голоса» существенно упали. По подсчетам Strategy Analytics, доходы операторов от SMS и MMS упадут на 42%. С голосом дела обстоят похожим образом. Несмотря на упорное нежелание операторов признавать факт превращения смартфонов в гаджет для доступа к интернету, фактически именно это и происходит.
Но смогли ли мессенджеры присвоить себе те деньги, которые потеряли операторы мобильной связи? Нет. Дело в том, что большинство мессенджеров или почти ничего не зарабатывает, или зарабатывает не на связи как таковой.
WhatsApp был куплен Facebook за сумасшедшие $16 млрд и теперь может себе позволить не заботиться о монетизации. Viber был поглощен японским гигантом Rakuten — за более скромную сумму в $900 млн.
Wechat (входит в китайский Tenсent) зарабатывает на рекламе, брендировании корпоративных аккаунтов и платежах через WePay. Точной свежей статистики нет, но известно, например, что в первом квартале 2016 года Wechat заработал $1,8 млрд. В третьем квартале 2016 года именно Wechat обеспечил 52%-ный рост выручки Tenсent, объявила корпорация. Другой популярный азиатский мессенджер, Line, зарабатывает в основном на платных стикерах, причем выручка мессенджера выросла с около ?120,4 млрд (около $1 млрд, по курсу на конец 2015 года) до около ?140,7 мдрд (около $1,2 млрд, по курсу на конец 2016 года). Мессенджер в Южной Корее KakaoTalk зарабатывает на рекламе, платформе для игр и платных стикерах. Главный источник заработка Snapchat — тоже реклама.
Telegram пока не слишком активно монетизируется. Дуров часто подчеркивает, что не будет брать денег с пользователей, скорее, появятся платные опции для разработчиков (например, ботов). Как долго Telegram может оставаться бесплатным? Думаю, недолго. Во-первых, у сервиса не такая уж большая аудитория, в сравнении с лидерами. Во-вторых, рано или поздно Дурову придется озаботиться этим вопросом. Если судить по открытым данным, создатель Telegram не привлекал внешнего финансирования. Значит, он тратит деньги, полученные от продажи доли «ВКонтакте» (по оценке Forbes — около $300 млн), а эти средства все-таки ограничены.
Что в итоге? Развитие мессенджеров все еще продолжается, создатели каждого из них стараются добавлять все новые возможности для развития набора доступных для пользователей возможностей — боты, маски, фильтры на нейросетях и так далее. Для того, чтобы мессенджер стал экосистемой сервисов, мессенджерам необходимо открывать доступ к своей аудитории для сторонних разработчиков. И вот тут загвоздка. Пока они идут на это неохотно, так как понимают, что молодые талантливые разработчики могут сделать более удобный клиент и отнять у них часть контроля над аудиторией. Мессенджеры стали конкурентным и активно развивающимся рынком, поэтому от его участников мы можем ожидать новых и интересных шагов. Стратегия мессенджеров будет включать себя все большую гибкость и все меньшую боязнь отказаться от «lock-in» модели. Именно тогда, вероятно, станет возможным, например, более-менее удобное общение между разными мессенджерами. Какую роль в этом сыграет развитие аудио- и видеосервисов? Очевидно, что сами по себе они не станут революцией в монетизации. Они станут лишь еще одним шагом для построения своих «вселенных» вокруг каждого из игроков, включившихся в гонку за аудиторию и ее доходы.