Фото Shamil Zhumatov / Reuters
Поддержки у частных космических компаний в России почти нет, им не хватает инвестиций на реализацию смелых проектов. «Роскосмос» же абсолютно справедливо опасается выращивать потенциальных конкурентов
Генеральный директор частной космической компании «S7 космические транспортные системы» Сергей Сопов в своем интервью рассказал о планах создания «орбитального космодрома» на базе Международной космической станции. По его словам вместо затопления станции — на ней можно создать орбитальный космодром, откуда отправлять грузовые корабли к Луне и Марсу с помощью буксира с ядерной энергодвигательной установкой (ЯЭРДУ) мегаваттного класса.
Звучит, как начало хорошего фантастического фильма. Правда мегаваттные ядерные установки еще только находятся в разработке, планируется, что в этом году будут завершены работы по ее созданию, а в следующем десятилетии начнутся летные испытания. Времени почти не осталось, но надеяться на лучшее можно всегда. Впрочем, смущают в этом проекте вовсе не технологические трудности.
Усидеть на кончике иглы
Традиционный для современной российской космонавтики рынок пусковых услуг увы не так велик с точки зрения объемов продаж. От общемирового объема коммерческой космонавтики в 2014 году он составил чуть менее 4% продаж, в 2016 году, и того меньше, лишь около 2%. Проблема в том, что общий объем рынка коммерческого космоса постоянно растет, и быстро, а количество запусков почти не увеличивается.
Да, в ближайшие несколько лет количество стартов может возрасти за счет начала реализации проектов OneWeb и Starlink. Это два в целом схожих коммерческих проекта по запуску большого количества низкоорбитальных космических аппаратов для обеспечения доступа к Интернету по всему миру. Однако, даже за счет этих программ вряд ли количество пусков составит более чем 4-5% от общего объема коммерческого космоса.
В общем стоимостном выражении, рынок коммерческих пусковых услуг за 2016 год составил $6,5 млрд. Шесть с половиной миллиардов, это звучит отлично, но если помнить, что общий объем коммерческой космонавтики около $280 млрд на 2016 год! Хвастаться нечем. Так уж сложилось, что, значительная коммерческая прибыль российской космонавтики как раз и приходится на пусковые услуги, продажу двигателей РД-180/181 и предоставление NASA услуг по подготовке, отправке на МКС и возвращению космонавтов на Землю.
- Космический триумф Илона Маска: кому нужна сверхтяжелая ракета Falcon Heavy
Рынок пусковых услуг и так был достаточно конкурентным, а после прихода на него компании SpaceX стал еще более жестким. Цены на запуски снизились, предложение прилично опережает спрос. На волне успеха Илона Маска раздавалось очень много мнений, что России в космонавтике тоже нужна помощь частного бизнеса. Ну что же вы звали — и она появилась, увы не совсем так как этого хотели сторонники развития частных российских инициатив. В 2017 году на рынок пусковых услуг пришла S7 Group, получившая лицензию на осуществление космической деятельности в Российской Федерации.
И правильно, она пришла на и без того конкурентный рынок космических запусков. И теперь, в случае начала работы, очень велики шансы, что S7 будет отрывать контракты не у лидера рынка, в данный момент это компания SpaceX, а у «Роскосмоса». То есть мы получим ситуацию, когда две российских компании, частная и государственная, сойдутся в схватке за так необходимые для них пуски. Ладно бы речь шла о принципиально малопересекающихся нишах, нет ракета-носитель «Зенит» от S7 и «Союз», а впоследствии и «Союз-5», — это практически прямые конкуренты.
- Через тернии к звездам: трудности российской частной космонавтики
А как же Маск? Ведь он и сделал именно это — практически «украл» все коммерческие запуски у NASA? Да, если посмотреть статистику стартов, то мы увидим, что число американских государственных запусков сильно упало и уменьшается каждый год. Но есть два принципиальных момента: коммерческие запуски не были для американского ведомства основным источником доходов. Более того, NASA и ранее запускала свои миссии «руками» пусть и глубоко аффилированных, но все же частных компаний Boeing и Lockheed Martin.
Недалекое будущее
И вот теперь компания S7 рассказала о своих планах на ближайшее будущее. И в нем снова попытка заняться «космическим извозом». Причем, бизнес-модель очень спорная — компания собирается создавать транспортную инфраструктуру не имея ни твердых заказов на перевозки к Луне и Марсу, ни даже общего понимания, кто именно станет ее клиентами. Попытка создать логистический комплекс, а потом ждать у моря погоды, надеясь, что другим участникам рынка потребуются услуги по межпланетной доставке грузов, выглядит не самой оптимальной.
Мало того, что компания целится исключительно в борьбу в рамках тех же самых 2-4% рынка (пусть и в будущем), так еще и делает это без четкой поддержки других участников. По крайней мере пока ничего неизвестно о совместных проектах S7 и других частных космических компаний, способных обеспечить загрузкой планируемый орбитальный космодром. Более того, в настоящее время даже самый близкий к реализации проект Deep Space Gateway (создание международной высокоорбитальной лунной станции) не вышел за рамки намерений и прекрасных ожиданий (вот вложат туда первые деньги и можно будет говорить о возможности реализации).
С другой стороны любые инвестиции в космос с горизонтом планирования более пяти лет очень рискованны, но тут уж ничего не поделаешь, специфика рынка.
Другой космос
Но может быть у нас есть другие коммерческие компании, способные взять на себя роль локомотивов будущей российской космической экспансии? Увы, тут тоже не все так радужно. В России есть Dauria Aerospace, работающая в связке с «Роскосмосом» и выполняющая для него заказы. Это очень хороший пример кооперации, но увы очень уж маленький по размерам. Да еще и прошлогодний старт прошел неудачно: в прошлом году по неизвестной причине два спутника, созданных специалистами Dauria, отказались работать после выведения на орбиту. (Причина неизвестна, официально «Роскосмос» не предъявлял претензий компании, разработчики из Dauria рассматривают как внутренние причины, так и возможное внешнее воздействие — Forbes).
Кроме Dauria Aerospace можно вспомнить компанию «Космокурс» в перспективе способную стать российским коммерческим космическим туристическим бюро. Запуск туристов что в космос, что в суборбитальные полеты, это уже гораздо более серьезная чем просто космические запуски отрасль. Проблема пожалуй в одном, даже по самым оптимистичным раскладам, озвученным ее директором Павлом Пушкиным, емкость рынка вряд ли превышает более двух тысяч покупателей в год. И это при достижении цены в $250 000 за полет, что достаточно сложная задача. В совокупности и это не тянет на компанию способную серьезно изменить рынок отечественной космонавтики, хотя проект безусловно очень интересный.
В итоге получается очень сложная ситуация.
Поддержки у коммерческого космоса почти нет, нет серьезных инвестиций, достаточных для реализации смелых проектов и начинаний.
«Роскосмос» же абсолютно справедливо опасается выращивать потенциальных конкурентов, опасаясь той ситуации, что может произойти, если S7 наладит регулярные пуски.
- Бизнес мечты: как заработать на колонизации Луны и Марса
Увы, но в остальных отраслях коммерческого космоса Россия мало что может противопоставить. Да, мы собираем космические аппараты для частных заказчиков, но это очень штучное и небольшое по объемам производство. Кроме того последние пару лет особо крупных заказов у российских производителей не видно. В такой ситуации даже новость о том, что «Роскосмос» впервые в истории отечественной государственной космонавтики предложит рынку купить геоинформационные сервисы на основе спутниковых данных, воспринимается как глоток свежего воздуха.
Если рассматривать доходы всех российских компаний на мировом космическим рынке, то нельзя не отметить $260 млн, полученные операторами спутниковой связи, $348 млн заработанных операторами спутникового телевидения, по данным анализа рынка Space Report. Создание космических аппаратов и комплексов бортовых систем для них в совокупности составляют тоже заметную цифру — около $300 млн.
Эти суммы сравнимы с $270 млн, заработанными запусками ракет, что очень хорошо показывает — российские компании могут зарабатывать на коммерческой космонавтике.
Нужны инвестиции, грамотный расчет рисков и не всегда тривиальное видение ситуации, ограничивающее возможности для бизнеса одними только «лежащими на поверхности» запусками.
Смена парадигмы
Глупо предлагать российским компаниям лезть в битву за самые большие и четко поделенные сегменты коммерческого космоса. Услуги спутникового телевидения слишком лакомый кусок, чтобы рассчитывать на возможность серьезно подвинуть глобальных игроков. Для изменения ситуации в создании космических аппаратов в России банально не хватает технологических возможностей (да-да, речь все о том же самом импортозамещении). Проблема в том, что и попытка держаться за простой, понятный, а потому наиболее удобный для российских компаний рынок космических запусков вряд ли сильно улучшит ситуацию.
Понятно, что простого решения тут нет. Однако на наших глазах, в настоящее время из ниоткуда может появиться большой ранее не существовавший сегмент рынка. Речь все о тех же самых проектах OneWeb и Starlink. В случае их реализации, объем коммерческого космоса может резко вырасти, а Россия разве что сможет заработать на запусках спутников OneWeb. В наших условиях, и то хлеб.
Глядя на наиболее успешных игроков западной частной космонавтики, кажется, что рецепт успешной деятельности в этой отрасли не в том, чтобы повторять то, что уже есть на рынке. Лучший способ победить здесь — предлагать что-то, чему на рынке нет даже близких аналогов. Илону Маску легко конкурировать не только потому, что частично многоразовые ракеты дешевле, но и потому, что сам факт наличия у него такой техники приковывает к нему все взгляды — а заказчики запусков ведь не только бизнесмены, но и, до некоторой степени, люди, со всеми типичными для них особенностями психики.
Читайте такжеМарсианский бюджет. Почему «Роскосмос» никогда не запустит Falcon Heavy