Нездоровая практика: на какие уловки идут медицинские стартапы ради прибыли


Фото Getty Images

Стартапы в области digital-медицины в США иногда готовы даже на нарушение закона, чтобы заработать и привлечь новых клиентов

Медицинские технологии — быстрорастущий сектор. Инвестиции в проекты в этой области за первое полугодие 2017 года составили $3,5 млрд. Как это часто бывает, там где есть деньги — есть и незаконные практики, причем стартапы могут нарушать нормы сознательно или нет, отмечает CNBC. Издание обратилось к Джилл Гордон, юристу Nixon Peabody и специалисту именно в этой области, с просьбой подробно описать несколько подобных практик в сфере digital-медицины, с которыми она сталкивается в США и которым ежедневно пытается помешать.

Читайте такжеТелемедицина: страховка от бюджетного дефицита
Медицина в цифровую эпоху: сможем ли мы стать более здоровыми в эпоху IT

Взятки

Внедрение новых технологий в медицинскую практику — тяжелый подвиг, отмечает издание. В первую очередь к Гордон и ее коллегам обращаются с просьбой помочь распространить продукты стартапов по врачам и пациентам. И первое, что приходит в голову начинающим предпринимателям, — бесплатно раздавать их врачам или же платить взятки специалистам за их продажу или продвижение. «Это всегда «красная карточка», — говорит собеседница CNBC.

Она напоминает, что такой подход часто является нарушением федеральных законов о борьбе с «откатами», запрещающих подобные практики для продвижения своих технологий в здравоохранении. Гордон подчеркивает, что штрафы за такие нарушения для поставщиков медицинских услуг не так давно удвоились, теперь они составляют около $20 000  за каждый отдельный случай. Кроме того, некоторые нарушения наказываются тюремным заключением.

Лицензия

Многие стартапы, предлагающие медицинскую помощь, заявляют, что поставщики их услуг имеют лицензию. И это даже может быть правдой, но помимо этого существуют другие ограничения на то, что могут предлагать медицинским учреждениям и пациентам даже лицензированные специалисты в области здравоохранения.

В частности, по словам Гордон, некоторые компании по уходу за пациентами, у которых есть штат врачей, разрешают тем выписывать рецепты пациентам и тут же лечить выписанными лекарствами пациентов на дому. Проблема кроется в том, что в США существуют законы, регулирующие распространение медицинских препаратов и запрещающие такую практику без специальной лицензии. «Одно дело выписать рецепт», — объясняет Гордон. «Совсем другое — носить с собой мешок с таблетками, выписывать рецепт пациенту и тут же давать ему эти таблетки», — заключает она. 

Другим примером в этой области являются распространенные «заблуждения» в телемедицинских стартапах, которые консультируют пациентов по всей стране через интернет. По словам юриста, многие из них считают, что только врачи, которых стартап нанимает, должны иметь лицензию в том штате, где проживает пациент. «Фактически, организация, которая работает с врачом, который также платит какую-то комиссию за сервис, должна также получить лицензию на то, чтобы практиковать медицину в соответствующем штате», — говорит Гордон.

Читайте такжеБез Чумака и Кашпировского: перспективы закона о телемедицине
Блокчейн, телемедицина и русские: выбор акселератора 500 Startups из Кремниевой долины

Диагностика и реклама

Компании, которые делают громкие заявления в медицинской сфере, должны их доказывать, уверена собеседница издания. Так, компания Lumosity, занимающаяся разработкой игровых тренажеров для мозга и проведением сопутствующих исследований, согласилась вернуть $2 млн клиентам после того, как Федеральная торговая комиссия (FTC) обвинила ее во введении в заблуждение потребителей о свойствах своих продуктов. Из рекламы тренажера Lumosity следовало, что он способен предотвратить потерю памяти, другие деменции и даже болезнь Альцгеймера, утверждал регулятор. При этом соответствующих исследований, подтверждающих эти свойства, не приводилось.

По словам Гордон, такая практика нарушает правила ФТК о рекламе, согласно которым заявления рекламодателя должны соответствовать действительности. Гордон уточняет, что существуют также специальные правила для продвижения медицинских продуктов. Такую рекламу необходимо проверять более тщательно, поскольку доверие к «белым халатам» со стороны граждан очень высоко, и они не всегда понимают, что это лишь реклама, поясняет юрист.

Источник