Михаил Фридман Фото Сергея Савостьянова / ТАСС
Что сказал бы Михаил Фридман, чтобы устроиться на работу в Forbes, по какому принципу подбирает себе сотрудников и почему партнеры по бизнесу важнее друзей
Председатель наблюдательного совета «Альфа-групп» Михаил Фридман выступил на бизнес-форуме «Атланты», где в ходе сессии ответил на вопросы главного редактора Forbes Николая Ускова.
О потенциальном устройстве на работу в Forbes
Я не знаю, в каком бы качестве меня могли принять в журнал Forbes, но, если, например, в качестве аналитического обозревателя, я бы сказал, что у меня большой опыт работы в бизнесе, и я вполне гожусь даже для того, чтобы мне платили повышенную ставку в вашем журнале.
О поиске новых сотрудников
Нескольких крупных менеджеров и даже партнеров мы нашли по объявлению в газете. Так к нам пришел будущий председатель правления Альфа-банка Андрей Раппопорт. Мой нынешний партнер Андрей Косогов, который возглавлял «Альфа-Капитал», тоже пришел по объявлению в газете. Но когда даешь объявление в газете, 80% [приходящих] людей — сумасшедшие.
О главных качествах, которые Фридман ждет от соискателей
Во-первых, нужно прийти вовремя. Это сейчас не очень модно, но я стараюсь приехать в назначенное время. Мне гораздо интересней поговорить не о профессиональных знаниях, потому что я гораздо меньше понимаю, чем человек, которого я интервьюирую. Те люди, которые претендуют на позицию топ-менеджера, как правило, и о бизнесе знают значительно больше меня, потому что они занимаются этим в профессиональном ежедневном режиме. Для меня очень важны человеческие качества. Из какой он семьи, где он учился, чем увлекается, любит ли он читать, какое кино он любит, и т.д. Вот это для меня важно.
О партнерах по «Альфа-Групп»
На мой взгляд, партнеры — это больше, чем друзья. Друзья — это замечательно, но в нашем очень отрегулированном мире дружба не часто проходит серьезные испытания. Партнерство — это серьезное испытание, это огонь, вода и медные трубы. Это деньги, это слава, это участие в принятии решений, это умение жертвовать своими интересами для общего блага и умение настоять на чем-то важном. Нужно чтобы люди, которые стали твоими партнерами, разделяли твои собственные ценности.
О роли письменных договоренностей в бизнесе
Я всегда стараюсь думать наперед. Мы были совсем молодые, 24-25 лет, но я говорил: «Ребята, все хорошо, мы действительно чувствуем близость и надежность, но жизнь сложно устроена… Давайте подпишем какие-то бумаги о том, как мы будем расходиться, как мы будем делить и т.д.» Какие-то серьезные бумаги мы подписали в 1992 году, причем не по российским законам, потому что их не существовало, а по западным нормам. И я думаю, что то, что мы это сделали, нам очень помогло.
Читайте такжеКолонка Михаила Фридмана для Forbes Поколение индиго. Вход свободный