«Платон» мне друг, но истина дороже. Куда уходят взносы?


Фото Замира Усманова / ТАСС
Почему возникла необходимость в такой системе и насколько эффективно она отвечает заявленным целям? На каких законодательных основаниях осуществляется обслуживание системы и взимание взносов?

По всей России продолжается массовая акция протеста против системы «Платон», стартовавшая еще 27 марта. Вторая волна протестов была спровоцирована повышением тарифов 24 марта. Даже несмотря на то, что размер взноса повысился до 1,91 рубля за километр, вместо заявлявшихся ранее 3,6 рубля, дальнобойщики настаивают, что сама по себе система негативно сказывается на всей работе грузового транспорта в России и требуют полной отмены системы «Платон».

Как родилась система «Платон»?

Понятие платы за нанесение вреда автодорогам большегрузными автомобилями появилось в российском законодательстве за несколько лет до внедрения системы «Платон». Еще в 2011 году в Федеральный закон №257-ФЗ  была введена новая статья 31.1, которая предписывает внесение платы за движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

» style=»display: none»>

Плата должна взиматься в счет возмещения вреда, наносимого грузовиками дорожному покрытию, ее размер и порядок взимания устанавливается Правительством РФ (постановление №504 от 14.06.2013). В этом же постановлении были введены понятия по техническим характеристикам бортового устройства, работающего при помощи спутниковой навигации ГЛОНАСС, а также определен оператор, который будет непосредственно осуществлять взимание платы.

Любопытно, что этим оператором является не федеральная власть и не правительственная структура, а юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Этот оператор обязан ежедневно перечислять денежные средства, полученные от собственников транспортных средств, в федеральный бюджет. 

Именно на основании этого закона и создавалась система «Платон», которая была запущена в эксплуатацию 15 ноября 2015 года.

До начала работы над проектом его тариф оценивался в 3,5 рубля за километр. В момент запуска системы тариф установили на уровне 1,53 рубля с намерением впоследствии повысить его до 3,73 рубля. Однако массовые акции протеста привели к том, что в марте 2017 года Дмитрий Медведев подписал постановление (№330 от 24 марта) о росте тарифа до 1,91 рубля, то есть коэффициент был поднят до 0,51, а не до 0,82, как планировалось ранее.

Россия далеко не новатор в создании подобных систем, существующих по принципу «пользователь платит». «Платон» технически и организационно является аналогом немецкой системы сбора дорожных пошлин с грузовых автомобилей Toll Collect.

Данная система работает в Германии с 2005 года, и с ее помощью собирается плата с тяжелых грузовиков разрешенной массой не менее 12 тонн (а с нынешнего года — 7,5 тонн), передвигающихся по немецким автобанам и дорогам федерального подчинения.

Администрирование системы возложено на компанию Toll Collect GmbH. Данное общество с ограниченной ответственностью обеспечивает функционирование системы и собирает платежи, которые затем перечисляются в германский федеральный бюджет, получая за это предусмотренную договором с государством плату.

Кому платим?

В настоящий момент компания-оператор системы «Платон» — это ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» (ООО «РТИТС» ). Компания была создана 24 июня 2014 года, и уже 29 августа того же года Правительство РФ  дало распоряжение (№ 1662-р) в течение 30 дней заключить концессионное соглашение с вновь зарегистрированной компанией в качестве оператора. Выбор оператора был осуществлен без проведения открытого конкурса и без каких-либо объяснений.

Здесь следует отметить, что Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (№44-ФЗ от 5 апреля 2013 года) указывает на обязательное проведение конкурса. В частности, в статье 8 закона говорится, что «Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок».
Ровно через месяц, 29 сентября 2014 года, было подписано концессионное соглашение на 305 страницах между ООО «РТИТС» и Федеральным дорожным агентством (Росавтодор).

Вопросы вызывает и сам объект соглашения. Согласно статье 4 Федерального закона «О концессионных соглашениях» объектами концессионных соглашений могут быть автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, т. е. объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог, элементы обустройства автомобильных дорог (в том числе остановочные пункты), объекты, предназначенные для взимания платы, объекты дорожного сервиса. 

По концессионному же соглашению с ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» объектами соглашения являются системы взимания платы, бортовые устройства в количестве 1 000 000 единиц, система стационарного контроля в количестве 20 рамных конструкций и прочее. По ФЗ «О концессионных соглашениях» объектами должны являться объекты недвижимого имущества, а в данном случае речь идет о нестационарных объектах.

Самое понятие концессионных соглашений было заимствовано из законодательства западных стран (Германия, Италия, Франция), в которых такие соглашения рассматриваются как разновидность административных договоров. Российское же административное законодательство не предусматривает понятия административного договора.   

Куда и в каком размере направляются средства?

Автомобильные дороги общего пользования находятся в федеральной собственности (ФЗ от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ). Их перечень определен постановлением Правительства России от 17 ноября 2010 года (№928).  Обслуживание в отношении этих автомобильных дорог, под которым данный Федеральный закон понимает деятельность по их проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию (пункт 6 статьи 3), осуществляется в первую очередь за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 32).

Денежные средства, собранные с помощью системы «Платон», предназначены для компенсации расходов, связанных с восстановлением надлежащего транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

Но давайте посчитаем, какие бюджетные расходы на ремонт дорог могут покрыть сборы «Платона». Объем федерального дорожного фонда на 2016 год составил 635 млрд рублей. Грузовики по косвенным оценкам наносят ущерб на 2,5 трлн рублей.  По прогнозам Правительства за период действия концессии государство должно было собрать около триллиона рублей, то есть в год приблизительно по 80 млрд рублей. 

За обслуживание «Платона» оператор системы РТИТС ежегодно получает 10,6 млрд рублей. Из данных средств Общество несет свои операционные расходы, расходы на кредит, расчеты с поставщиками и прочее. 

По финансовым результатам  за 2015 год у ООО «РТИТС» управленческие расходы составили 473 млн рублей, также был получен убыток от финансово-хозяйственной деятельности в размере 621 млн рублей. На данный момент всего подключилось к системе Платон 815 тыс. транспортных средств массой свыше 12 тонн. Платежи с прогрессией в бюджет нарастают. На 15 апреля 2017 года 23 420 977 000 рублей было собрано в Дорожный фонд России, по данным сайта оператора, из них 10,6 млрд рублей было отдано оператору системы на обслуживание.  

Многих пользователей системы «Платон» возмущает, что между теми, кто платит деньги в бюджет, и самим государственным бюджетом появился посредник, который взял на себя функции «казначея». Получается, что данная плата не является налоговым платежом, хотя и направляется в Федеральный дорожный фонд.

В Конституционном суде было рассмотрено обращение группы государственных депутатов и вынесено Постановление конституционного суда №14-п от 31 мая 2016 года. В данном постановлении суд определил, что федеральный законодатель был вправе установить оплату не в Налоговом кодексе Российской Федерации, а в специальном законодательном акте, регулирующем общественные отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности (ФЗ от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ).

Предусмотрев в Бюджетном кодексе Российской Федерации положение об отнесении средств, поступающих от внесения данной платы, к неналоговым доходам федерального бюджета, федеральный законодатель обеспечил и соблюдение требования о законодательном закреплении видов доходов в бюджет. 
Но и в то же время Конституционный суд считает, что законодателю следовало бы уточнить наименование нового неналогового платежа.

Суд также указывает на взаимозачет между транспортным налогом и платой системы «Платон». Транспортный налог относится к региональным налогам и перечисляется в региональный бюджет. Региональные налоги могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны в отличие от федеральных налогов.

НК определено, что фискальные платежи должны быть экономически обоснованными и не могут быть произвольными. Но в данном случае региональный бюджет проигрывает в экономике, так как новый сбор существенно снизит или фактически уничтожит сборы от транспортного налога в региональный бюджет. Доходы от «Платона» поступают в бюджет федеральный. 

С точки зрения пополнения федерального бюджета система «Платон» перспективна, так как именно туда теперь поступают сборы. Однако система нанесет ощутимый удар по наполняемости региональных бюджетов.

Если же рассматривать «Платон» как систему мобильного позиционирования, то для налоговых и таможенных органов это будет крайне полезный и эффективный инструмент . 

Что касается собственников транспортных средств, то высока вероятность того, что многие ИП и частники выйдут из теневого бизнеса и вынуждены будут декларировать свои реальные доходы. При этом, с одной стороны, «Платон», в случае простоя транспорта, даст возможность не тратить деньги зря, но в то же время при больших пробегах транспорта ляжет ощутимым финансовым бременем на плечи автовладельцев.

Что дальше?

Не успела система «Платон» толком доказать свою состоятельность, как Министерство транспорта РФ пошло дальше. В 2016 году ФКУ «Ространсмодернизация», занимающееся реализацией федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» объявило тендер. Полное название заявки — «Научное обоснование целесообразности введения на территории Российской Федерации системы взимания платы за проезд по автомобильным дорогам общего пользования транспортных средств с разрешенной максимальной массой от 3,5 тонн до 12 тонн включительно в целях поэтапного перехода к принципу «пользователь платит». Тендер выиграли ученые Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики (ВШЭ). По заключению автора исследования Михаила Блинкина, распространение платы на грузовые автомобили с меньшей габаритностью не является обоснованным, поскольку сборы не покроют даже расходов на администрирование системы. Ранее Минтранс опровергал намерение распространить «Платон» на грузовики массой от 3,5 до 12 тонн.

В заключение хочу отметить, что в итоге внедрение сборов по системе «Платон» приведет к непременному удорожанию транспортных услуг, за которые будут расплачиваться конечные потребители товаров, то есть мы с вами.

Источник