Фото Alexander Zemlianichenko Jr. / Bloomberg via Getty Images
Раздражает ли Аркадия Воложа, когда его компанию описывают как российский Google? «Немного», — признается он
Основатель и генеральный директор «Яндекса» Аркадий Волож дал интервью Wired, в котором рассказал о стратегии развития компании и о взаимоотношениях с российскими властями.
Сервис начал работу в России в 1997 год (« За год до Google, поэтому мы не следили за ними», — говорит Волож), однако впоследствии вышел на рынки Украины, Казахстана, Белоруссии и Турции. Тем не менее Россия остается для интернет-гиганта основным рынком, и это вызывает вопросы о связи «Яндекса» с российским государством, указывает Wired.
«У меня нет проблем с государством», — говорит Волож. «Так же, как у меня нет проблем с погодой. Что происходит, если идет дождь? Мне нужно построить сервис, чтобы избежать дождя», — продолжает он.
Тем не менее, отмечает издание, «все более авторитарная и изоляционистская политика России» оказывает влияние на бизнес «Яндекса». В октябре 2016 года вокруг Красной площади в Москве началось что-то странное, напоминает Wired: любой, играющий в Pok?mon Go или пытающийся проложить дорогу в российской столице с помощью GPS, внезапно «телепортировался» в международный аэропорт «Внуково», расположенный в 29 км от Кремля.
» style=»display: none»>
«Они защищают себя от беспилотных самолетов или чего бы то ни было», — прокомментировал это Волож. «Я не знаю, почему они это делают, но у них есть своя повестка дня», — добавляет он.
В апреле 2014 года президент России Владимир Путин заявил, что интернет является «проектом ЦРУ», и намекнул, что «Яндекс» контролируется внешней разведкой, говорится в публикации. «Да, наши акции упали на 20%», — говорит Волож. Он объясняет, что гнев Путина, казалось, был направлен на международный состав совета «Яндекса» (в который входят граждане США, Швейцарии и Нидерландов). «Я не думаю, что мы под контролем, я надеюсь, что это не так», — продолжает он.
Тем не менее в сложном российском технологическом секторе «Яндекс» очень успешен: в мае 2011 года компания разместила свои бумаги в Нью-Йорке и привлекла $1,3 млрд. В июне 2014 года она была зарегистрирована на Московской бирже, а в последние годы открыла офисы в Китае, Франции, Германии, Нидерландах, Швейцарии и Турции. Все возрастающие перспективы «Яндекса» на международных рынках отчасти помогают интернет-корпорации защититься от российской волатильности, поясняет Волож, но это также показатель того, что услуги компании могут быть успешными в других странах. «Да, российское государство существует, и у него своя повестка дня, мы развиваемся вокруг нее», — заключает Волож.