DR
Джефф Безос, скорее всего, займется оптимизацией бизнеса Whole Foods сети за счет внедрения более современных технологий, оптимизацией распределительных центров, а также сокращением транспортных расходов за счет Amazon Freight.
16 июня 2017 года американский интернет-ретейлер Amazon объявил о покупке сети супермаркетов Whole Foods Market за $13,7 млрд. Череда шуток в социальных медиа про основателя Amazon и по совместительству ракетостроителя Джеффа Безоса и Amazon Alexa не кончается. Самая популярная — о том, что Безос попросил Alexa, домашнего голосового помощника, купить что-нибудь из продуктов в Whole Foods, а ассистtент решил купить всю торговую сеть (это отсылка, в том числе, к качеству распознавания речи голосовыъ помощников).
Давайте разберемся, чем Amazon приглянулась крупнейшая в США сеть супермаркетов, специализирующаяся на экологически чистых продуктах питания.
Пять преимуществ для покупки
» style=»display: none»>
Источник: Bloomberg
Данные шаги являются частью масштабной смены парадигмы в онлайн-торговле— если раньше интернет-магазины всеми правдами и неправдами старались избавиться от присутствия в физическом мире, то в последнее время начался обратный тренд, когда онлайн-компании начинают открывать физические точки продаж. Другими примерами подобных изменений могут служить такие игроки, как онлайн-оптика Warby Parker (более 50 магазинов в США, при этом это основные продажи через интернет), производитель матрасов Casper (недавно объявили о партнерстве с Target, хотя долгое время после запуска работали только в онлайне) и др.
Интернет-ретейлер уже несколько лет экспериментирует в данном сегменте — так, в 2007 г. компания запустила онлайн-супермаркет продовольственных товаров AmazonFresh, а также прямого конкурента Instacart сервис Prime Now (доставка товаров в течение часа). На базе существующих магазинов Whole Foods Amazon сможет запустить небольшие распределительные центры и, таким образом, значительно расширить зону покрытия Prime Now, которые в настоящее время присутствует лишь в паре десятков городов из-за нехватки инфраструктуры.
В данном случае Whole Foods, оценка которой была примерно равна 0.7х годовой выручки (то есть $16 млрд. х 0.7 = $11.2 млрд.), в среднесрочной перспективе добавит Amazon порядка $50 млрд. к капитализации, так как отношение цены к выручке у интернет-гиганта находится на уровне 3.3х ($16 млрд. х 3.3 = $52.8 млрд.).
Покупка в ряду других M&A Amazon
На сегодня покупка Whole Foods стала крупнейшей M&A сделкой в истории Amazon — до настоящего момента Джефф Безос «укладывался» в суммы около $1 млрд., как было с покупкой в 2014 г. сервиса видео-стриминга Twitch за $970 млн. и в далеком 2009 г. с обувным онлайн-ретейлером Zappos, приобретенным за $1.2 млрд. Учитывая, что в этот раз все $13.7 млрд. будут выплачены акционерам Whole Foods наличными, а не акциями самого Amazon, и по состоянию на март текущего года у Amazon было на счету «всего» $21.5 млрд., данная сделка говорит о более чем серьезных намерениях компании.
Источник: Thomson Reuters, Bloomberg
Интересно, что команда Безоса прошлой осенью уже рассматривалацелесообразность покупки Whole Foods, однако тогда сделка не состоялась.
В этот раз стороны пришли к соглашению во многом благодаря «стараниям» небольшого по американским меркам инвестиционного фонда Jana Partners (какие-то $5 млрд. под управлением), который не далее как в апреле аккумулировал на рынке 8,3% акций Whole Foods, став третьим крупнейшим акционером компании, и начал активную кампанию против текущего менеджмента ретейлера.
Надо сказать, что действия Jana Partners имели смысл, так как в течение последних нескольких лет темпы роста выручки Whole Foods снижаются, а с середины 2015 г. она и вовсе стала сокращаться, хотя и составляет внушительные $16 млрд
Источник: Bloomberg
Как типичный инвестор-активист Jana Partners собрал команду «акул» ретейл-бизнеса для выдвижения в совет директоров сети: бывшего главу Gap Гленна Мёрфи; Томаса Диксона, бывшего генерального директора сети супермаркетов Harris Teeter, под руководством которого в 2014 г. сеть была продана конгломерату Kroger за $2,5 млрд.; а также биржевого аналитика Мередит Адлер, специализирующуюся на рынке продуктов питания.
Основной целью кампании фонда была либо заставить руководство сети поменять стратегию развития с целью изменения динамики основных показателей в лучшую сторону, либо добиться продажи компании по привлекательной цене. Что собственно и произошло — Amazon согласился заплатить примерно на четверть больше стоимости Whole Foods на момент вчерашнего закрытия рынка акций.
В случае успешного закрытия данной сделки (пока планируется на вторую половину текущего года) «алчные мерзавцы», как назвал Jana Partners основатель Whole Foods Джон Маккей не далее как неделю назад, получат $1,1 млрд., то есть ни много ни мало $300 млн. прибыли за несколько месяцев.
Фанатам магазинов Whole Foods не стоит беспокоиться — Amazon не планирует резко менять процесс работы Whole Foods, супермаркеты сети продолжат работать под прежним брендом, а гендиректор компании Джон Маккей останется на своём посту. При этом Безос, скорее всего, займется оптимизацией бизнеса сети за счет внедрения более современных технологий (Whole Foods была основана в далеком 1980 г.), оптимизации распределительных центров (уж в этом-то Безос, что называется, собаку съел), а также сокращения транспортных расходов за счет использования собственного логистического подразделения Amazon Freight.
Будем надеяться, что данная сделка отражает новую стратегию развития для самой Amazon, в рамкой которой компания будет делать больших крупных M&A, что даст дополнительный толчок для развития венчурного рынка США. Кстати, еще одним подтверждением данного тезиса является недавняя попытка Amazon приобрести Slack за $9 млрд.