Что будет с малым бизнесом после карантина?

Экономическая жизнь из-за коронавируса остановилась неожиданно. Но заблуждением будет думать, что также вдруг она и возобновится. У ресторанов не будет денег, чтобы купить продукты, у сектора услуг — чтобы погасить долги по аренде, туристических фирм — чтобы выполнить обязательства перед клиентами… У потребителей тоже станет меньше денег: у кого-то снизится зарплата, кто-то перейдет на пособие по безработице. Больше всего пострадает малый и средний бизнес. «Интерфакс» оценил количество компаний в этой нише и их положение к моменту снятия ограничений самоизоляции.

Что нас ждет?

Карантинные ограничения будут сниматься постепенно, люди будут медленно возвращаться к обычной жизни. Изменятся привычки — кто-то продолжит покупать онлайн и заниматься спортом дома, многие будут продолжать избегать людных мест, другие останутся на удаленке.

Пример Китая подтверждает, что возврат к обычной жизни будет непростым. С одной стороны, на вторых апрельских выходных, которые в Китае были праздничными, бронирования отелей выросли на 60% по сравнению с предыдущей неделей, покупки билетов на поезда — в 2 раза. С другой, снижение спроса на продукцию китайских предприятий пока не дает возможности восстановить объемы производства.

Когда закончится карантин, большинству бизнесов придется начинать жизнь не с нуля, а вытаскивать себя из глубокой финансовой ямы. «Мы как рыба, которую вытащили из воды. Еще чуть-чуть, и нас не будет», — говорит хозяин туристической фирмы в Нижнем Новгороде Александр.

И так не только в России. Опрос 1200 американских малых компаний, проведенный LendingTree, показал, что 71% боятся не оправиться от спада, вызванного пандемией. 70% планируют увольнения, сокращения зарплат и времени работы, 69% сказали, что у них не хватит денег на поддержание нормальной работы в течение ближайших 90 дней. Кстати, 73% граждан США по опросам уже зафиксировали снижение своих доходов.


Кто в числе самых пострадавших?

Рестораны, гостиницы, транспорт, сектор услуг и развлечений, импортеры, туристические фирмы, организаторы деловых мероприятий, строители, импортеры, фитнесс-центры, беспошлинная торговля – вот неполный список отраслей, наиболее сильно затронутых коронавирусом.

По данным системы «СПАРК-Интерфакс», в отраслях, которые были определены наиболее пострадавшими от кризиса, работает 329 тысяч компаний. В основном это транспортные фирмы (77 тысяч), предприятия общепита (69 тысяч), спорт, отдых и развлечения (43 тысячи), туризм (32 тысячи).

Если смотреть не по числу предприятий, а по экономическому «весу», то на первом месте воздушный транспорт. Оборот этой отрасли в 2019 году составил 1589 млрд рублей, доля этой отрасли в совокупной выручке наиболее пострадавших отраслей — 25%.

Автомобильный грузовой транспорт и услуги по перевозкам — это 1367 млрд рублей, и по выручке это 21% в совокупной выручке наиболее пострадавших отраслей.

Туризм на этом фоне выглядит скромнее, так как на него приходится только 3% выручки. Характерно, что компании в этой отрасли и более уязвимые: более 14%, как показывает Индекс финансового риска СПАРКа, еще до кризиса были в опасной зоне.

«Лидеры» же по финансовой устойчивости среди наиболее пострадавших — автомобильный грузовой транспорт, деятельность по организации конференций и выставок, грузовой воздушный транспорт.


С какими компаниями можно будет продолжать работать после карантина?

Бизнес, скорее всего, как и в предыдущие кризисы, будет придерживать деньги. Но будут и компании, которым стать банкротами будет мешать только введенный правительством мораторий на банкротства.

Распознать такие бизнесы будет сложно: об изменениях прибыли и выручки компаний можно узнать в лучшем случае через полгода после окончания отчетного года.

Самый ранний сигнал ухудшения финансового здоровья контрагента — это информация о реальных платежах в экономике, которую собирает «СПАРК-Интерфакс». Индекс платежной дисциплины СПАРКа показывает, насколько вовремя компания оплачивает свои счета. Для этого СПАРК собирает от своих крупных партнеров (энергоснабжающих и телекоммуникационных компаний, крупных дистрибьютеров, предприятий других отраслей) реальные сведения о сроках оплаты счетов сотнями тысяч их контрагентов.

Дополнительный плюс данных о платежах – возможность увидеть, что конкретный контрагент платит вам хуже, чем другим (видимо, более приоритетным) партнерам. Это должно вам помочь в переговорах с такими желающими прокредитоваться за чужой счет.

Еще одна опция для оперативного отслеживания финансового положения контрагента – запрос кредитной истории. Такой запрос можно сделать, по закону, правда, только с согласия проверяемого (человека или компании).

Для розничной торговли важным индикатором являются также данные онлайн касс, которые позволяют отслеживать изменения оборота, среднего чека, числа касс у конкретного розничного оператора. Например, если кассы магазина вдруг не пробивают чеки более 30 дней или выручка за последние 30 дней упала — это тревожный сигнал.

В 2020 году, кстати, доля «плохих плательщиков», допускающих среднюю просрочку более 90 дней, составила, по данным системы СПАРК, всего 5,2%.


Чем поможет государство?

Федеральные и региональные власти вводят самые разные меры поддержки, которые, однако, будут доступны не всем и по объему, скорее всего, окажутся недостаточными.

В частности, это отсрочка уплаты налогов, возможность получить каникулы по кредиту, мораторий на банкротства, отсрочка арендных платежей, беспроцентные кредиты для выплаты зарплаты, снижение страховых взносов с 30 до 15%.

Есть антикризисные меры в сфере закупок: введение авансирования закупок у субъектов МСП в размере 30%, неприменение штрафных санкций. Однако, по данным «Интерфакс-Маркер», только 10% компаний из сегмента МСП участвуют в госзаказе.

Источник: (Интерфакс)