Пятьдесят оттенков «серого» импорта: почему бизнес остается в полутьме


Фото Aly Song / Reuters
Теневая экономика многим представляется в виде крупных и хитрых дельцов, которые с помощью ушлых юристов уходят от налогов и скрывают от государства и народа награбленное. На самом деле серый сектор складывается из мелочей, буквально по маленькому кирпичику

Существование и применение серых схем в России относятся как к несовершенствам законодательства, так и к уровню общественного сознания. Это тонкий двусторонний процесс и практически философский вопрос. Бизнес хочет зарабатывать побольше и платить поменьше государству, но и народ хочет дешевого продукта, не задумываясь о «высоком».

Полуправда

«Серый» импорт, в отличие от «черного», который проникает на территорию России вообще без всякого оформления, — это торговые операции, которые оформлены на бумаге, но при этом какая-то существенная часть информации не договаривается или замещается другой, более выгодной продавцу. В эту категорию попадают все товары иностранного производства, которые были ввезены на территорию России с нарушениями. С помощью различных действий импортера товар может поменять страну происхождения, значительно потерять в весе, поменять код и существенно подешеветь. Одним словом, в ход идет все, что позволяет минимизировать таможенные платежи.

» style=»display: none»>

«Серый» импорт может быть откровенным враньем со стороны импортера, как, например, «белорусские креветки» или смартфон по цене навигатора. Но есть и схемы, которые позволяют облегчить бизнесу нелегкое бремя таможенных платежей вполне легально. Классический пример — дешевизна интернет-магазинов. Торговлю в интернете можно вести разными способами. Можно закупать товар, как это делают обычные торговые компании, оплатив все полагающиеся пошлины и НДС, хранить его на складах и заниматься реализацией онлайн с соблюдением всех норм и правил. Кстати, отличный способ экономии на аренде торговых площадей и содержании большого штата продавцов. На самом деле, эти затраты действительно составляют ощутимую долю в конечной цене для потребителя.  

Но есть способ «лучше». Интернет-магазин может продавать товары из-за рубежа через посреднические торговые площадки, вроде Ebay или Alibaba. В этом случае интернет-магазин скорее является просто витриной, где покупатель выбирает, платит деньги, а продавец через сервис экспресс-перевозчика отправляет покупку из-за границы как «товар для личного пользования». Таможенных платежей в этом случае не возникает, как и необходимости платить НДС.

Кроме обычных покупателей, которые просто ищут для себя в интернете товары подешевле, есть и «продвинутые пользователи», приобретающие товары мелкими партиями с корыстными целями. Организуются такие предприниматели и кружки по интересам для массовых закупок. Например, всем известные китайские «помогайки». Есть и компании, которые пользуются этой «дырой» в законодательстве, вооружившись базой паспортов.

Физлицо экономит с помощью беспошлинного ввоза около 30-40%, а сам интернет-магазин экономит на НДС, при массовой торговле выгода доходит до 50%. Этим часто объясняется щедрость бесплатной доставки от некоторых западных магазинов…

Болевой порог

Экспресс-перевозчики не входят в Всемирный почтовый союз и не подчиняются его правилам. Таким образом, в России на них распространяется та же норма, что и на физических лиц — без уплаты пошлины можно ввозить товары на сумму не более 1000 евро и до 30 кг. Согласитесь, порог достаточно высокий — при нынешнем курсе сумма составляет около 70 000 рублей. В случае превышения покупателю придется заплатить пошлину. Кстати, сейчас для этого уже разработаны сервисы, позволяющие платить пошлину онлайн через личный кабинет на сайте экспресс-перевозчика без заполнения таможенных документов. Технически сегодня это так же просто, как оплатить покупку в интернете банковской картой «в один клик». Однако для того, чтобы это стало нормой жизни, нужно нечто большее, чем техническая возможность.

Просто сравните: в Европе этот порог — 22 евро, в США — $500. В России разговоры о повышении этого порога поднимаются все чаще, однако каждый раз встречают большую волну народного гнева. Как говорится, если не видно разницы, зачем платить больше? Но кроме вреда для бюджета, который для простого покупателя, конечно, эфемерный, разница все же есть. Товары, ввезенные таким образом, оказываются вне технического регулирования, а покупатель лишен возможности гарантийного обслуживания и может столкнуться с существенными сложностями при попытке возврата продукции, окажись она некачественной. Некоторые производители и вовсе только арендуют «витрину» на интернет-площадке. В случае серьезных проблем «витрина» ни за что отвечать не будет, а компания останется в тени…

Оттенки серого  

Еще одна «дыра» в таможенных платежах и учете импорта — это товары, поступающие через «Почту России». Лимит покупок физическими лицами в месяц в настоящее время «Почтой России» технически не администрируется. В соответствии со стандартами Всемирного почтового союза мелкие пакеты до 2 кг могут относиться к категории нерегистрируемых международных почтовых отправлений. По данным «Почты России» за 2015 год более 50% международных почтовых отправлений являются нерегистрируемыми. Информация об их стоимости, содержимом, а также об отправителе и получателе, отсутствует. Это значит, что таможня вынуждена отпустить этот товар с миром.

Этот серый поток товаров народного потребления мы в изобилии можем увидеть в переходах метро. Большая часть аксессуаров, чехлов для телефонов и планшетов приезжает в Россию по почте. Тоннами, разбитыми на посылки по 2 кг. Кратность доставки «Почта России» тоже не отслеживает.

По данным «Почты России» и Ассоциации компаний Интернет-торговли (АКИТ), объем рынка Интернет-торговли в России за половину этого года вырос на 22% и уже составляет 498 млрд рублей, а к концу года достигнет 1,1 трлн рублей. Львиную долю составляет трансграничная торговля — 178 млрд рублей, а по итогам 2017 года вырастет до 420 млрд рублей. Это как раз та часть, которая сегодня по российскому законодательству не облагается НДС. Больше всего зарубежных товаров россияне покупают в Китае. Доля отправлений из этой страны составляет 90%, из Евросоюза — 4%, США — 2%. При этом в денежном выражении на Китай приходятся 52%, Евросоюз — 23%, США — 12%.

Мера ответственности

Серый сектор сегодня является огромным резервом для бюджета России. Минфин в начале года объявил о намерении разработать свод мер по выводу бизнеса из тени, которые войдут в налоговую реформу, стартующую с 2019 года. Одной из главных причин такого решения стал тот факт, что государство ежегодно недополучает громадные суммы налогов и таможенных платежей за товары, ввезенные по «серым» схемам. Достоверно подсчитать эти убытки пока не представляется возможным.  

Таможня по мере сил борется с незаконным импортом — система управления рисками, анализируя более 40 информационных ресурсов, выявляет рисковые поставки. Это позволяет проверять товары на этапе оформления с применением до 88 мер по минимизации рисков.

Один из методов борьбы с серым импортом — маркировка товаров радиочастотными метками. Пилотным проектом стали изделия из натурального меха, и результаты были очень значительными. ФТС обещала к концу года представить список из 10 товарных категорий, которые будут маркироваться по аналогии с шубами. Однако маркировка коснется далеко не всех товаров даже в будущем. Минфин и ФТС интересуют либо налогоемкие товары, либо те, которые в случае подделки могут нанести вред, как в случае с лекарствами или алкогольной продукцией.

Так что нельзя говорить о том, что это проблема именно российского законодательства. Основные проблемы — это отсутствие системы прослеживания движения товаров от ввоза до конечного потребителя и должного контроля за реализацией товара. Установлен запрет на пользование, приобретение, хранение и транспортировку незаконно ввезённых товаров. Установлено и наказание за нарушение этого запрета, но система контроля на внутреннем рынке плохо налажена. С другой стороны, уже сейчас любой магазин, приобретая товар, может проявить сознательность — самостоятельно проверить партию на сайте таможни. Бесплатный сервис ФТС позволяет быстро пробить поставку на предмет того, откуда и под каким видом был завезен товар. Очевидно, для того, чтобы в корне изменить ситуацию, требуются усилия и рост ответственности всех сторон.

Источник